Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 4 ------

Локанатха Свами - Кумбха-мела - Страница 4

солнце, мы увидели, как огромные толпы маломников медленно двигались к сангаму. В центре огромной массы людей выделялась пышная процессия, возвещавшая об официальном начале Кумбха-мелы. Играли оркестры, танцевали ликующие люди, в воздухе реяли разноцветные флаги и транспаранты.

Шествие возглавляли наги — знаменитые индийские нагие садху. Стремясь к освобождению, эти садху отринули мир. В надежде спастись от страданий, которыми изобилует материальный мир, они предаются аскезам, соблюдая обет безбрачия и бедности. Их единственная цель — мукти, освобождение. Волосы их спутаны, тела покрыты пеплом, в руках трезубцы — символ почитателей Шивы. С шумом войдя в воду, они загудели в раковины и запели: «Джай джай Шивашанкара! Джай Гангадеви!», а затем начали брызгать друг на друга священной водой, резвясь, как дети. Нагое часто называют детьми Ганги.

Затем на омовение пришли вайраги, — странствующие монахи, посвятившие свои жизни Господу Вишну, Хранителю мира. Каждый член их общины считает себя слугой Бога, неотъемлемой частицей Высшего Существа. Считается, что вайраги достигают трансцендентного духовного уровня, отринув присущее материалистам стремление наслаждаться, а также отказавшись от стремления к слиянию с безличным аспектом Абсолюта.

За ними к священным водам проследовали представители других религиозных сект — аскеты, облаченные в шафрановые одежды и несущие посохи — символы отречения от мира. Многовековая духовная история Индии прошла перед нашими глазами, когда наги, вайраги, шиваиты, шанкариты, рамануджи, мадхавы, нимбарки и гаудии по очереди совершали омовение в сангаме.

Поток садху не прерывался в течение нескольких часов. После этого началось общее омовение всех паломников.

С высоких речных берегов можно было наблюдать за тем, как синяя вода Ямуны сливается с серебристо-серой водой Ганги. Стоя по пояс в воде, паломники зачерпывали воду ладонями, а затем, следуя древней традиции, предлагали ее небу. Лодочники направляли свои переполненные паломниками лодки к маленькой отмели в центре сангама, которая вскоре исчезла из виду, заполнившись огромной толпой».

Астрологические аспекты

В соответствии с расчетами, произведенными на основании текстов «Риг-веды», за 360 дней Солнце проходит через все 12 знаков зодиака. Таким образом, раз в год Солнце входит в знак Козерога. Этот день называется Макара-санкранти, и считается началом периода, наиболее благоприятного для отправления религиозных ритуалов и другой духовной деятельности. В отличие от Солнца, Юпитер пребывает в каждом знаке зодиака в течение одного года. Поэтому он входит в каждый знак только один раз в 12 лет.

В Аллахабаде Кумбха-мела отмечается, когда Солнце и Луна совпадают в знаке Макара (Козерог), а Юпитер находится в знаке Овна или Тельца. Один раз в двенадцать лет происходит одновременное вхождение Солнца в знак Козерога, а Юпитера — в знак Овна. Этот период называется Кумбха-снана-йога, и именно в это время отмечают Кумбха-мелу (только в день Амавасйи (новолуния) в месяце магха).

В принципе, в это время Юпитер должен находится в знаке Тельца, но поскольку обращение Юпитера вокруг Солнца занимает 11.86 лет вместо двенадцати, иногда Кумбха-мелу отмечают в то время, когда Юпитер находится в знаке Овна. Исходя из астрологических расчетов, Юпитер проходит один дом за 84 года, поэтому из каждых

семи Кумбха-мел шесть отмечаются раз в 12 лет, а седьмую отмечают через 11 лет.

Священные писания гласят, что Гаруду, несшего сосуд с нектаром, направлял Брихаслати (Юпитер), проходивший в то время знаки Рыб, Тельца и Льва. Солнце и Сатурн охраняли сосуд, наполненный нектаром. Празднование Кумбха-мелы в четырех городах Индии проходит в зависимости от того, какое положение в данный момент занимают планеты:

Аллахабад — Юпитер в Овне или Тельце; Солнце и Лупа в Козероге; Солнце и Луна совпадают; Юпитер и Солнце отстоят друг от друга на 120° или 60°.

Харидвар — Юпитер в Рыбах; Солнце и Луна в Раке или Льве; Планеты расположены перпендикулярно.

Насика — Юпитер во Льве; Солнце и Луна во Льве; Солнце и Юпитер или Солнце, Юпитер и Луна совпадают.

Уджджайн — Юпитер во Льве; Солнце в Овне или Сатурн в Весах; Юпитер и Солнце отстоят на 60°.

На этот раз, медленно поднимаясь из океана, появился Сам Господь Дханвантари.

Глава вторая

История

В Восьмой песни «Шримад-Бхагаватам», в главах с пятой по одиннадцатую, описывается, как Господь защитил полубогов от демонов, явив нектар бессмертия. В этой лиле фигурируют три воплощения Господа: Курма, Дханвантари и Мохини-мурти.

В «Шримад-Бхагаватам» (1.3.16) говорится: «В одиннадцатом воплощении Господь принял облик черепахи. Ее панцирь служил опорой для горы Мандарачалы, которую полубоги и демоны всей Вселенной использовали как мутовку при пахтании молочного океана». В комментарии к этому тексту Прабхупада пишет: «Полубоги вместе с демонами добывали из моря нектар, чтобы отведать его и стать бессмертными. В качестве мутовки они использовали гору Мандарачалу, установив ее на панцире Господа - черепахи».

В следующем стихе (1.3.17) говорится: «В двенадцатом воплощении Господь явился в образе Дханвантари, а в тринадцатом — пленил демонов чарующей женской красотой и отдал нектар полубогам».

Проклятие Дурвасы Муни

В «Шримад-Бхагаватам», а также в «Рамаяне», «Махабхарате» и «Гаруда-пуране» рассказывается о том, как миллионы лет назад, во время шестой манвантары, мудрец Дур-васа Муни посетил столицу царства Господа Индры на райских планетах.

Шрила Прабхупада пишет об этом следующее («Шримад-Бхагаватам», 8.5.15-16 комм.): «Когда Дурваса Муни шел по дороге, он увидел восседавшего на слоне Индру и,

Навигация:

Страница 6
Страница 5
-- Страница 4 --
Страница 3
Страница 2