Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 115 ------

Мадхавананда дас - Когда распускается лотос удачи - Страница 115

служение телу гуру. Ученик должен служить гуру постоянно — когда духовный учитель спит, сидит или куда-то идет (шайана, упавеша, гамана). Йана-шаййасана-стханаир нати-дуре кританджалих — чем бы гуру не занимался, ученик должен постоянно сидеть у его дверей со сложенными руками, как это делал Хануман. Хануман — это идеальный слуга, который учит нас дасья-бхакти, преданности в расе служения. Со сложенными руками он сидит у дверей Господа Рамы и ждет Его указаний. Вот как нужно служить гуру. В «Шримад-Бхагаватам» (11.17.30) сказано:

звам-вртто гуру-куле васед бхога-виварджитах видйа самапйате йавад бибхрад вратам акхандитам

«Вплоть до завершения ведического обучения ученик должен служить в ашраме духовного учителя, категорически избегать наслаждения чувств и не нарушать обет безбрачия, брахмачарью».

Брахмачари должен оставаться в ашраме гуру вплоть до завершения своего обучения. В течение этого времени он должен соблюдать брахмачарья-врату, строго следуя правилам брахмачарьи. Он не должен терять семя. Бхога-виварджитах — в течение этого периода не может быть и речи о наслаждении чувств. Если гуру видит, что ученик строго следует правилам брахмачарьи, не повержен страсти, целиком пребывает в саттва-гуне и постепенно прогрессирует, поднимаясь над гунами материальной природы, он может сразу посвятить ученика в санньясу, минуя ашрамы грихастхи и ванапрастхи. Такого ученика называют наиштхика-брахмачари.

Однако если гуру видит в ученике проявления страсти и понимает, что ученик не сможет оставаться брахмачари, то по окончании обучения, когда ученик преподнесет ему гуру

-дакшину, учитель скажет: «Женись и вступай в грихастхаашрам». С разрешения гуру такой ученик может жениться.

За время жизни в ашраме гуру этот ученик прошел хорошее обучение и научился владеть умом и чувствами. Он готов к тому, чтобы жениться и стать грихастхой. (Из лекции, прочитанной в Бхуванешваре 6 мая 1992 г.)

Вопрос восприятия

Обычно говорится, что брахмачари не должен смотреть на женщин. Означает ли это, что женщины — это существа, заслуживающие всяческого осуждения? Нет, к ним не следует так относиться. На самом деле это касается и мужчин, и женщин. Поэтому мы говорим, что женщина является майей для мужчины, а мужчина — майей для женщины. Да, мы так говорим, но надо понимать, в каком смысле верно это утверждение. Если при виде женщины вы думаете: «Она — объект моего наслаждения», тогда это майя. То, что брахмачари не должен смотреть на женщин, означает, что он не должен смотреть на них как на объект наслаждения. Это не означает, что женщин вообще надо отвергнуть. Нет. Вы должны понять, что единственным наслаждающимся является Кришна и женщины предназначены для Его наслаждения, а не для моего. Я не являюсь наслаждающимся. Например, человек может испугаться, увидев кусок веревки и приняв его за змею. Однако это всего лишь кусок веревки. Разве в том, что вы испугались, виновата веревка? Нет, это ваша вина! Аналогично, если глядя на женщину, вы думаете, что она является объектом вашего наслаждения, кто в этом виноват — вы или она? Вы пришли в возбуждение; вы не смогли совладать с умом и чувствами. Таким образом, это ваша вина, а не ее. Данный принцип применим как в отношении мужчин, так и в отношении женщин. Если женщина видит красивого мужчину и думает: «О, вот объект моего наслаждения» — в чем вина мужчины? Он не виноват, виновата женщина. Это — таттва-вичара. Виновата не веревка, виноваты вы, поскольку ваше зрение несовершенно.

В материальном мире существует большое разнообразие, но разве виновато разнообразие? Просто вы не знаете,

как его правильно использовать, поэтому вина лежит на вас. Все, что существует в этом мире, предназначено для наслаждения Кришны. Если вы можете что-то использовать в служении Кришне, тогда вы будете ценить это, а не осуждать.

Кришна — единственный наслаждающийся. Таково наше учение. Неверно, что брахмачари не должен смотреть на женщин, иначе вам пришлось бы просто выколоть себе глаза! «Ох, я посмотрел на женщину». Ну что ж, тогда тебе придется ослепить себя. Нет, вы должны научиться правильно смотреть на женщин: «Она предназначена для наслаждения Кришны, а не для моего наслаждения». Другой момент — видеть в женщине мать. Следуйте наставлению Чанакьи Пандита: за исключением жены все женщины являются матерями. Как только вы видите женщину, мысленно поклонитесь ей. Тогда вы будете в безопасности, у вас не будет похотливых желаний. В противном случае вы, несомненно, попадете под их влияние. Эти два момента — основа нашей тактики в этом отношении. (Из лекции, прочитанной в Бхуванешваре

2 мая 1995 г.; «Кришна-катхамрита-бинду», выпуск 45)

Грихастха

Цель брака

Если вы не можете себя контролировать, не в состоянии терпеть, если не можете обуздать сексуальные побуждения и поэтому ходите к женщинам, — тогда лучше жениться. Для грихастх существуют определенные ограничения: они могут вступать в связь раз в месяц только с целью продолжения рода. Ни с какой другой целью. Это ограничение наложено гуру. Муж и жена вступают в связь не ради незаконного секса; они соединяются, помня о том, что это делается ради зачатия ребенка в сознании Кришны. Ни с какой другой целью. Оба являются слугами Кришны, кришна-дасом и кришна-даси, и цель их — с любовью служить лотосным стопам Кришны. Долг грихастх — давать обществу сознающих