Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 114 ------

Мадхавананда дас - Когда распускается лотос удачи - Страница 114

думать: «У меня мало времени, я должен совершать бхаджану. Я должен служить. Мичхе нида-баше гело ре рати, диваса шарира-садже («Гитавали» Бхактивиноды 1.1.3) — (Махапрабху сказал:) «Ночью вы погружены в глубокий сон, а днем ухаживаете за своим телом». Так поступать не надо. Кака-снана — вы не должны тратить на купание много времени.

Бака-дхьяна: Бака означает «аист», белая птица с длинным клювом и длинными ногами. Обычно аисты стоят, сосредоточив внимание, на берегу озера или реки. Если мимо проплывает рыба, аист ее тут же хватает. Такова бака-дхьяна. «Дхьяна» означает «внимание», «медитация». Кака-снана, бака-дхьяна — быстро искупайтесь, как ворона, и постоянно удерживайте свой ум, как аист, на лотосных стопах Кришны.

Свана-нидра: Спите как собака. Собака просыпается от малейшего шума. Она спит, но сон ее неглубок.

Алпа-бходжана: Ешьте немного. Не набивайте живот до предела, по горло. Не надо много есть. Тогда тело будет легким и вам будет легко просыпаться, легко воспевать, танцевать, ходить и бегать.

И видеша-гамана: живите в интернате. Это означает — в ашраме гуру. Не надо жить в доме родителей.

Вот что такое видьяртхи панча-лакшанам, пять рекомендаций ученику. Это известное утверждение, которое используют даже материалисты, когда человек поступает учиться в школу.

Брахмачари приходит в ашрам гуру, и гуру учит его тому, как сосредоточить ум на лотосных стопах Кришны — ман мана бхава — как всегда думать о Кришне (Б.-г. 18.65). Так обучают брахмачари. Затем гуру передает ученику ведическое знание, и ученик должен слушать гуру очень внимательно. Ум не должен блуждать туда-сюда. Это — бака-дхьяна.

Жизнь брахмачари в ашраме подчинена строгой дисциплине. На сон отводится только шесть часов в сутки, не больше. Подъем с 3 до 4 утра — и сразу душ. Не надо тратить много времени на омовение. Кака-снана: пять минут — и все. Затем в 4:30 — мангала-арати.

Не нужно много спать. Будьте как собаки, которые просыпаются от малейшего шума. Не храпите: «Хрррр! Хрррр!» Подобно Кумбхакарне, вы не проснетесь, даже если на вас наступит слон. Ешьте немного, алпа-бходжана, потому что с полным животом вы будете спать очень глубоко. Ешьте два раза в день; во время главного приема прасада ешьте рис, дал и сабджи. Если вам кажется, что вы настолько голодны, что можете съесть всю тарелку, тогда съешьте только половину. Перед едой выпейте стакан холодной воды; тогда часть желудка будет заполнена водой и вы не сможете съесть слишком много. После еды выпейте еще один стакан воды. Желудок должен быть заполнен водой и пищей на три четверти, а одна четверть должна остаться пустой. Не ешьте тяжелую пищу, иначе у вас разовьется лень, аласья-мати, что является огромным препятствием в бхаджане.

«Эй, дайте мне еще чапати!»

«Нет, нет, хватит. Иначе ты падешь, негодяй! Зачем так много есть?»

Не ешьте на ночь. Стакан молока или воды — и спать. Тогда вы сможете проснуться в любое время, как собака. Тело будет очень легким, и вы сможете совершать бхаджану. Таковы ограничения в отношении пищи. Это — жизнь брахмачари, когда вы учитесь управлять умом и чувствами.

Кроме того, вы должны служить гуру. В Одиннадцатой песни «Бхагаватам» (17.28) Кришна отвечает на вопрос Уддхавы о жизни брахмачари:

сайам пратар упанййа бхаикщйам тасмаи ниведайет йач чанйад апй ануджнйатам упайунджйта самйатах

«Утром и вечером нужно собирать пожертвования и отдавать их духовному учителю. Затем, держа чувства под контролем, нужно взять себе лишь столько, сколько выделит гуру».

Мы ежедневно следуем этой системе. Встаем рано утром, принимаем душ, посещаем мангала-арати, поем киртан, повторяем джапу и слушаем «Бхагаватам». Затем принимаем немного пищи и выходим на улицу, чало. Никто не должен болтаться без дела, только есть и спать. Идите, собирайте пожертвования для гуру, это обязанность брахмачари. И все, что вам удалось собрать, отдавайте гуру, потому что это принадлежит ему. Нужно рассуждать так: «Мне ничего не принадлежит. Я — гуру-дас, слуга гуру. Я принадлежу гуру». Тогда гуру вам что-то выделит: «Хорошо, возьми, поешь». Только после это вы можете есть. Если гуру вам ничего не дал, значит нужно поститься. Таково предписание шастр. Поскольку это мне не принадлежит, я не имею права ничего брать. Все принадлежит гуру. Итак, все, что вы собрали — деньги или что-то еще, — отдавайте гуру.

В «Бхагаватам» (11.17.29) сказано:

Шушрущамана ачарйам садопасйта нйча-ват йана-шаШасана-стхашир-шти-дуре кртанджалих

«Служа духовному учителю, нужно всегда считать себя смиренным слугой. Когда гуру идет куда-то, нужно смиренно следовать за ним. Когда гуру ложится спать, слуга тоже должен лечь рядом, и когда гуру проснется, слуга должен сесть рядом и массировать его лотосные стопы, а затем совершать другое служение. Когда гуру сидит на асане, слуга должен стоять рядом со сложенными ладонями, ожидая указаний гуру. Так ученик постоянно поклоняется духовному учителю».

Такова жизнь брахмачари — он должен постоянно служить своему гуру. Есть два вида служения: прасанга-рупа

-сева и паричарья-рупа-сева. Прасанга-рупа-сева заключается в том, что ученик слушает гуру. Когда гуру говорит, вы должны слушать с полной концентрацией — шушрушамана. Слово шушруша имеет два значения: «слушание» и «служение». Слушание — это тоже служение, служение ушами. Нужно слушать гуру с полной концентрацией. Это называется прасанга-рупа-сева.

Паричарья-рупа-сева — это