Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 112 ------

Мадхавананда дас - Когда распускается лотос удачи - Страница 112

тело, выданное майей.

Откуда приходит джива? Она приходит из области татастха и отправляется либо сюда, либо в духовный мир. Если она уходит в духовный мир, то ей уже не грозит падение. Она уже стала паришадом, спутником Кришны, спутником Вишну. Там нет майи: карана-самудра майа парашите наре — «майя не может даже коснуться причинного океана» (Ч.-ч., Ади, 5.57). Майя находится очень далеко от причинного океана. В «Чайтанья-чаритамрите» (Ади, 5.52) сказано:

ваикунтха бедийа эка ачхе джала-нидхи ананта, апара — тара нахика авадхи

Планеты духовного мира окружены водами причинного океана. Ананта, апара — этот океан безграничен. Тара нахика авадхи — его протяженность не поддается измерению. Карана-самудра майа парашите наре — майя находится

очень далеко от причинного океана, что тогда говорить о Вайкунтхе. Есть у джив на Вайкунтхе выбор? Есть ли там майя? Наш ачарья Бхактивинода Тхакур говорит: паршва-стхита майа прати карила камана — дживы, находящиеся в области татастхи, могут выбирать между Кришной или майей. Маленькая независимость означает, что они могут выбирать. Паршва-стхита означает «рядом». Для тех, кто обращает взор в сторону майи, она рядом. В духовном же мире майи нет — майика бхутера татхи джанма нахи хайа (Ч.-ч., Ади, 5.53). Там все духовно. Свой выбор джива делает в области татастха. Это объясняется в «Харинама-чинтамани». (Из лекции, прочитанной в Сиэтле 18 мая 1993 г.)

Падение с Вайкунтхи

Процитированная тобой резолюция была принята нашим Джи-би-си, и поэтому все члены нашего общества должны следовать ей. Ты спрашиваешь, каково мое личное заключение по этому вопросу, и я могу сказать тебе следующее.

Шрила Прабхупада сделал по этому поводу много разных утверждений и сам же подвел им итог. Когда подведен итог, сделано заключение, все утверждения, противоречащие этому выводу, которые по каким-либо причинам были сделаны ранее, теряют силу. Остается только заключение.

Например, в отношении природы дживы Шрила Прабхупада делает следующее заключение:

«Подводя итог, можно сказать, что души, обитающие в духовном мире, царстве Вайкунтхи, никогда не падают в материальный мир, ибо мир Вайкунтхи вечен» (Бхаг.,

3.16.26, комм.).

«Таким образом, причиной всего живого является сияние, исходящее от тела Верховной Личности Бога» (Бхаг.,

4.30.5, комм.).

Я принимаю тот вывод, который делает Шрила Прабхупада. Я принимаю его заключение, вот и все. (Письмо Расананде Свами, 7 июля 1995 г.)

Прапанчика Вайкунтха

Преданный: Можно ли пасть с Вайкунтхи?

Гоур-Говинда Свами: С Вайкунтхи никто не падает, однако существует прапанчика Вайкунтха, и оттуда можно пасть. Об этом говорится в Восьмой песни «Бхагаватам» (см. Бхаг., 8.5.5) и в «Сандхарбхах» Дживы Госвами. С прапанчика Вайкунтхи можно пасть, и потому иногда говорят, что живое существо падает с Вайкунтхи. (Из лекции, прочитанной в Бхуванешваре 25 сентября 1994 г.; «Шри Гуру-вандана»)

Варнашрама

Два вида варнашрамы

Верховный Господь повелел, чтобы в человеческом обществе, в обществе баддха-джив, обусловленных душ, населяющих материальный мир, была установлена варнашрама-дхарма. Чатур варнйам майа сриштам гунакарма-вибхагашах — принадлежность человека к той или иной варне определяется не по тому, в какой семье он родился, а по тому, каковы его гуна и карма, качества и занятия. Так повелел в «Бхагавад-гите» Верховный Господь, и люди должны исполнять Его наказ. Людей нужно обучать истинному знанию. Что это означает? Это означает, что люди должны следовать принципам варнашрама-дхармы под руководством опытного ачарьи-вайшнава.

В Кали-югу существует две варнашрама-дхармы — дайви-варнашрама-дхарма, божественная варнашрама, и асуриварнашрама-дхарма, демоническая варнашрама. В нынешнюю эпоху преобладает асури-варнашрама, а дайви-варнашрама находится в упадке.

Варнашрама-дхарма призвана научить людей трудиться ради удовольствия Господа Хари — самсиддхир хари тошанам. Тот, кто хочет сам наслаждаться плодами своего труда, кто трудится ради дхармы, артхи, камы и мокши, тот

следует не путем дайви-варнашрамы, а путем асури-варнашрамы. Кто корыстолюбив — а даже в стремлении к мокше, освобождению, присутствует корысть — в том развивается лицемерие, капатья. Таково положение дел в Кали-югу. (Из лекции, прочитанной в Бхуванешваре 5 ноября 1994 г.; «Искусство задавать вопросы»)

Обходной путь

Практика бхакти в рамках дайви-варнашрама-дхармы — это гауна-бхакти, гауна-патха, низший, обходной путь. Гауна-бхакти — это тоже бхакти-патха, путь преданности, но второстепенный, а не главный. Варнашрама-дхарма предназначена для обусловленных душ, для тех, кто еще не освободился из плена материи и не познал свою духовную природу. Этот путь не является путем чистой преданности. (Из лекции, прочитанной в Бхуванешваре 5 ноября 1994 г.; «Искусство задавать вопросы»)

Обусловленность

До тех пор, пока человек находится во власти гун материальной природы, он должен следовать дайви-варнашрама-дхарме. При этом он должен выполнять свои обязанности в дайви-варнашраме под руководством опытного преданного, истинного гуру. Гуру займет ученика деятельностью, соответствующей той гуне, под влиянием которой тот находится. Гуру увидит: «О, в этом ученике преобладает саттва-гуна — и займет его брахманической деятельностью. Если же гуру поймет, что в ученике преобладает раджа-гуна, он велит ему заниматься организационной деятельностью, которая свойственна кшатриям. (Из лекции, прочитанной в Бхуванешваре 5 ноября 1994 г.; «Искусство задавать вопросы»)

Высший результат

Тот, кто, исполняя предписания варнашрама-дхармы, не думает о собственном счастье и собственных наслаждени

-ях, получит не материальный, а духовный плод. Когда человек трудится ради удовлетворения Господа Хари, его сердце очищается от скверны. А тот, чье сердце чисто, обязательно задумается: «Кто я? Почему мне пришлось столько страдать? Кто такой Верховный Господь? Каковы мои