Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 111 ------

Мадхавананда дас - Когда распускается лотос удачи - Страница 111

к пограничной энергии. Бхакти также не является вритти внешней материальной энергии, бахиранга-майя-шакти. Бхакти — это вритти внутренней энергии Бхагавана, сварупа-шакти. Поэтому говорится, что бхакти, Бхагаван и бхакта не принадлежат материальному миру. Джива Госвами пишет в «Бхакти-сандарбхе» (ануччхеда 1.1): параматма-ваибхава ганане ча татастха-шакти-рупанам чид эка расанам апи — «Татастха-дживы являются ваибхава-экспансиями Параматмы». И поскольку бхакти является вритти сварупа-шакти, то татастха-дживы, являющиеся ваибхава-экспансиями Параматмы, не обладают ею. Поэтому говорится, что бхакти, Бхагаван и бхакта не принадлежат материальному миру.

Татастха-дживы — это те, кто пришел в материальный мир, злоупотребив своей крошечной независимостью. Материальный мир — это проявление майя-шакти, иллюзорной энергии. Поэтому бхакти не проявлена в материальном мире; бхакти является проявлением сварупа-шакти Кришны. Паринамой (трансформацией или проявлением) татастха-шакти является джива-джагат, мир джив. Паринамой майя-шакти является джада-джагат, материальный мир. Подобным образом, паринамой антаранга-шакти является духовный мир, бхагавад-дхама. В духовном мире Бхагаван предстает в бесчисленных обликах, у него бесчисленное количество лил и бесчисленное множество спутников, парикар. Таким образом, бхакти, будучи вритти антаранга-шакти, внутренней энергии Господа, существует только в духовном мире, именуемом чит-джагат, а здесь, в материальном мире, бхакти не проявлена. (Из лекции, прочитанной в Атланте 19 июня 1994 г.)

Два выбора

Джива — крошечное существо. По Своей милости Господь дал дживе незначительную независимость, но джива злоупотребила ею. Необходимо понять разницу между дживой и нирдживой, между одушевленным и неодушевленным. Разница заключается в свадхинате, независимости. Микрофон — это неодушевленный предмет, и у него нет независимости, а у вас есть. Вы — одушевленное существо. Если у вас отобрать независимость, вы станете неодушевленным предметом, нирдживой. В этом разница. Эта независимость, свадхината, подобна драгоценному камню, ратне, и то, как вы ею распорядитесь, зависит от вас. Господь смотрит, воспользуетесь ли вы своей независимостью правильно или злоупотребите ею. Что посеешь, то и пожнешь. Все зависит от вас. Господь не несет за это ответственности, ответственность лежит на вас. Если вы злоупотребите своей независимостью, то попадете в западню к майе и будете страдать, вращаясь в круговороте рождения и смерти, проходя через сотни тысяч форм жизни в сотнях тысяч вселенных. Ответственность лежит на вас. Господь не несет ответственности, поскольку вы злоупотребили своей незначительной независимостью. Вместо того, чтобы выбрать Кришну, вы выбрали майю.

В «Харинама-чинтамани» Бхактивинода Тхакур объясняет, что такое татастха. Татастха — это пограничное положение. Татастха-дживы — это дживы, находящиеся в области татастха. Таково их местоположение. Там находятся бесчисленные дживы, и у них есть выбор. Тата означает соприкосновение двух стихий; так, если соприкасаются земля и вода, место соприкосновения называется тата. Линия, по которой море соприкасается с сушей, называется тата. Джива находится именно в таком месте, в области татастха, и это означает, что там соприкасаются мир Кришны и мир майи. Те, кто находятся в духовном мире, не являются татастха-дживами. Вы должны понять джива-таттву. Из-за недостаточно ясного понимания джива-таттвы вы пребываете в заблуждении и утверждаете, что джива падает с Вайкунтхи. Как такое возможно? На Вайкунтхе не существует выбора, там есть только любовь к Кришне. У остальных же джив, татастха-джив, есть выбор. С одной стороны Кришна, а с другой — майя. «Ты находишься на границе, и у тебя есть незначительная независимость. Выбирай, что ты хочешь: Кришну или майю?» Это проверка: Господь наделил вас незначительной независимостью и смотрит, как вы ею воспользуетесь. Все зависит от вас — вы можете сделать верный выбор, а можете злоупотребить своей независимостью. Вы можете выбрать Кришну, а можете — майю. Выбор существует тогда, когда есть два варианта. Если есть только один вариант, — то есть вы уже выбрали одно из двух, — какой тогда может быть выбор? Выбор уже сделан. Тот, кто выбрал Кришну, отправился в Его царство. Бхактивинода Тхакур пишет в «Харинама-чинтамани» (1.36-40):

сеи сукха хету йара крщнере барила крщна-парищада мукта-рупетерахила

йара пунах ниджа-сукха карийа бхавана паршва-стхита майа прати карила камана

сеи саба нитйа-крщна-бахирмукха хаила девй-дхаме майа-крта шарйра паила

пунйа папа карма чакре падийа экхана стхула линга дехе сада карена бхрамана

кабху сварге утхе, кабху нирайе падийа чаураши лакша йони бхоге бхрамийа бхрамийа

У татастха-дживы есть выбор. С одной стороны — Кришна, а с другой — майя. Джива находится между ними. Итак, у вас есть выбор: вы можете выбрать Кришну, а можете — майю. Те, кто правильно используют свою крошечную независимость, выбирают Кришну — кришнере барила — и становятся паришадами Кришны, Его освобожденными спутниками. Такие дживы живут в царстве Кришны. Ниджа сукха карийа — а те, кто злоупотребили своей независимостью, думают: «Я буду наслаждаться». На самом деле наслаждается Кришна, но татастха-джива говорит: «Нет, наслаждаться буду я». Паршва стхита майа — татастха-дживы находятся совсем рядом с майей. Они смотрят на майю и выбирают ее. Затем, сеи саба нитйа-кришна-бахирмукха хаила — они забывают о Кришне и становятся нитьябаддхами, вечно обусловленными. Деви-дхаме майа-крита шарира паила — Они оказываются в этой деви-дхаме, в материальном мире, крепости Дурги Деви, и майя дает им материальные тела. Наше материальное тело дано нам майей, Дургой Деви. Когда человек попадает в тюрьму, ему выдают одежду заключенного. Майя-крита — это материальное