Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 110 ------

Мадхавананда дас - Когда распускается лотос удачи - Страница 110

представителем. Ваше внимание не направлено ни на гуру, ни на Гаурангу. Поэтому вы испытываете страх; вы — в опасной ситуации. Но если вы просто будете слушать «Шримад-Бхагаватам», то вся ваша скорбь и иллюзия рассеются, им придет конец — шока-моха-бхайапаха. Такова природа «Шримад-Бхагаватам». Это непосредственное проявление кришна-крипы, милости Кришны, и милости преданного, бхакта-бхагавата-крипы. Такова природа «Шримад-Бхагаватам». И этот самый сладкий, спелый плод древа Вед полностью состоит из одного сока, с какой бы стороны вы его не попробовали — вначале, в середине и в конце. Ни кожуры, ни косточки. Только сладкий нектар. Однако чтобы наслаждаться им, человек должен развить вкус; асваде расикешах — нужно наслаждаться им в обществе расика-бхакт, преданных, которые наслаждаются этим сладким соком постоянно. Только так вы сможете развить вкус к этому — никак иначе. «Шримад-Бхагаватам» — удивительное писание. (Из лекции, прочитанной в Австралии 30 октября 1990 г.)

Ешьте, пейте и веселитесь!

Расика-бхакты, те, кто развили в себе вкус к нектару, который источает «Шримад-Бхагаватам», — мухур ахо расика бхуви бхавуках — снова и снова кричат в микрофон: «Приходите! Приходите! Приходите!» Снова и снова мы зовем: «Отведайте этого нектара! Отведайте этого нектара! Нигде вы не найдете ничего подобного!»

Вы же предпочитаете посещать винные лавки. «Открыто круглосуточно! Холодные вина! Ешьте, пейте, веселитесь!» И люди бегут туда, чтобы потратить свои деньги. Сумасшедшие бегут туда, чтобы есть испражнения. Но мы предлагаем совсем другое. Мы не просим денег — ни доллара. Мы раздаем этот нектар бесплатно: «Приходите! Приходите и пейте! Ешьте, пейте и веселитесь вместе с нами!» Мы устанавливаем огромный рекламный щит, стараясь привлечь всеобщее внимание. Но многие ли приходят? У кого есть вкус к этому?

Большинство людей развили вкус к алкоголю, вкус к испражнениям. В их жизни совсем, совсем нет нектара! Как они неудачливы! И если им представляется счастливая возможность вкусить нектара, они ее отвергают. Мы предоставляем вам такую возможность изменить жизнь к лучшему, а вы отворачиваетесь; это значит, что вы — самые жалкие неудачники. (Из лекции, прочитанной в Бхуванешваре 19 июня 1993 г.; «Вершина бхакти»)

Аспирантский курс

«Чайтанья-чаритамрита» — это аспирантский курс. «Бхагавад-гита» — это начальная школа, а «Шримад-Бхагаватам» — старшие классы. В «Шримад-Бхагаватам» Шукадева Госвами ни разу не упомянул имя Радхи, потому что никто бы не понял, кто такая Радха. Никто бы не понял радха-таттву, поскольку это очень и очень глубокая таттва. Понять эту таттву и наслаждаться ею способны только парамахамсы. Таким образом, это аспирантский курс, и он не предназначен для учеников начальной школы. Чтобы понять «Чайтанья-чаритамриту», необходимо глубоко погрузиться в духовные предметы. Те, кто обладают определенными знаниями, смогут понять эту книгу. Однако новички, я думаю, не смогут ее понять. (Беседа, Филадельфия, 1986 г.; «Шри Кришна-катхамрита», т. 3, №1, стр. 66)

Самое сокровенное знание

«Чайтанья-чаритамрита» это аспирантский курс, поскольку в ней содержится самая сокровенная таттва — према-таттва. Там обсуждаются гопи-према-таттва и радха-према-таттва. Это очень глубокие и сокровенные темы, которые не обсуждаются на широкой публике. Они предназначены для вайшнавов-парамахамс, достигших, как минимум, ступени бхавы. Но мы открыли Университет Чайтаньи, и ввели там этот аспиранский курс. Я сделал это по собственной глупости, не имея представления, есть ли достаточно подготовленные студенты. Я молю о милости у лотосных стоп

Шри Чайтаньи Махапрабху, являющегося главным преподавателем этого курса. Он необычайно милостив, и Его милость обладает таким непостижимым могуществом, что, как гласит пословица, какере гаруда каре, — может и ворону превратить в Гаруду. (Из лекции, прочитанной в Бхуванешваре 10 сентября 1993 г.)

Джива-таттва

Пять уровней сознания

Существует пять уровней сознания:

1. аврита-четана, скрытое сознание;

2. санкучита-четана, сжатое, ограниченное сознание;

3. мукулита-четана, сознание, подобное бутону;

4. викачита-четана, распускающееся сознание;

5. пурна-викачита-четана, полностью расцветшее сознание.

В комментарии к этому стиху сказано: когда мы увидим, что являемся слугами Господа, то есть когда достигнем ступени адхидайвика, наше сознание начнет очищаться от скверны. Оно будет очищаться все больше и больше, пока не станет пурна-викачита-четана, то есть не расцветет полностью. Такой уровень сознания — цель жизни, высшее совершенство, которого может достичь человек.

Каждое одушевленное существо обладает одним из этих пяти видов сознания. У деревьев и гор скрытое сознание, аврита-четана. Они тоже обладают сознанием, но оно скрыто. У обитателей вод, у птиц, зверей и других представителей животного мира сжатое, ограниченное сознание, санкучита

-четана. Люди могут обладать одним из трех видов сознания: мукулита-четана, викачита-четана, либо пурна-викачита-четана.

Вы — люди, и должны понять, что вашей целью является полностью расцветшее сознание. Нужно стремиться к этой цели и ясно понимать, как ее достичь. В этом заключается совершенство человеческой жизни, и этому учат садху, шастры и гуру. В писаниях снова и снова говорится о том, что человеческая форма жизни — редкий дар, дурлабхам манушам джанма. Только в человеческой форме жизни нам дается возможность достичь высшего уровня сознания — полностью расцветшего сознания. В других формах жизни такой возможности нет. Духовное знание дается только людям, ибо сознание других существ настолько низкое, что они не способны воспринять духовные наставления. (Из лекции, прочитанной в Перте, Австралия ,22 ноября 1990 г.; «Искусство задавать вопросы»)

Не от мира сего

Бхакти не является естественной функцией (вритти) татастха-джива-шакти, живых существ, относящихся