Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 118 ------

Мадхавананда дас - Когда распускается лотос удачи - Страница 118

должна быть неудовлетворенной. Женщина хочет иметь детей, поэтому долг мужа — дать ей детей. (Даршан, Нью-Майяпур, 29 июля 1991 г.)

Внутренняя отрешенность

Шри Чайтанья Махапрабху говорит в «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 16.239):

антаре ништха кара, бахйе лока-вйавахара ачират крона томайа карибе уддхара

«В сердце своем ты должен быть привязан только к лотосным стопам Кришны, а внешне действуй так, словно ты привязан к жене, отцу, матери, детям и домашним делам». Но это только внешне; внутри этого нет. Таков юкта-вайраги-грихастха — он не будет привязываться к членам семьи. Он подобен сухому кокосовому ореху: орех находится внутри скорлупы, но не связан со скорлупой. Если скорлупу разбить, орех выпадет. Таков настоящий грихастха-ашрам. Такой грихастха не имеет никаких привязанностей, он не находится в рабстве. Хотя внешне он в рабстве, в действительности он свободен. (Из лекции, прочитанной в Бхуванешваре 6 мая 1992 г.)

Чистые преданные в грихастха-ашраме

Вы можете стремиться стать такими, как Шривас Пандит и Малини-деви, — идеальная семейная пара в сознании Кришны. Те, кто очень привязан к дому, семье и родственникам, не способны развить сознание Кришны. Те, кто до некоторой степени развили сознание Кришны, но по-прежнему привязаны к дому и семье, продвигаются очень медленно, как черепахи. Они не могут оставить свои привязанности. У нас должна быть только одна привязанность — к Кришне. Если у грихастхи есть Божества, то гриха — дом, семья, собственность — все принадлежит Божествам. Грихастха должен развить сознание «это — не наше», а не сознание «я и мое». Все принадлежит Кришне. Если у вас есть Божества и вы не осознаете, что все принадлежит Им, вам трудно будет избавиться от «сознания черепахи».

Такие преданные Господа, как Шривас Пандит, Рамананда Рай и Адвайта Ачарья, были грихастхами. Однако при этом они были очень возвышенными преданными. Прогресс в грихастха-ашраме обычно медленный, но есть и случаи быстрого продвижения.

Проблема заключается в том, что вы не предались. Шривас Пандит был грихастхой, но он был полностью пре

-давшейся душой. Во время киртана Махапрабху умер сын Шриваса, но Шривас не позволил женщинам плакать. Способен ли кто-то из вас так поступить? Он не хотел, чтобы плач женщин нарушил киртан Махапрабху. (Из письма ученику от 19 апреля 1995 г.)

Уход из семьи

Преданный: Если человек сильно страдает в семейной жизни и принимает решение покончить с этим. Когда он может уйти?

Гоур-Говинда Свами: Вы думаете, что женитьба — это детская игра? Человек женится, получает несколько ударов и решает уйти?

Преданный: Некоторые люди именно так и рассуждают.

Гоур-Говинда Свами: Это их выдумка, их прихоть. Это безответственно. В случае очень неблагоприятной ситуации гуру может сказать/ «Хорошо, разводитесь!» Тогда муж и жена должны жить как брахмачари. Больше никаких браков. Жена больше не выходит замуж, а муж — не женится. (Из лекции, прочитанной в Бхуванешваре в марте 1995 г.)

Санньяса

Необходимая квалификация

Мы обсуждали радха-прему, любовь, которой обладает Шримати Радхарани. Вчера мы говорили о двух противоположностях в Кришне, а сегодня будем говорить о двух противоположностях в Радхарани.

[Указывая на одного из старших учеников в аудитории:] Он попросил дать ему санньясу. Но я не стану давать ему санньясу, потому что он не знает всех этих вещей. Санньяси означает гуру, духовный учитель. Санньяси-вайшнав должен знать все это. Он должен быть способен разгромить все апа-сиддханты, цитируя шастры. Как можно быть санньяси, если ты не можешь говорить на эти темы? (Из лекции, прочитанной в Бхуванешваре 14 апреля 1994 г.)

Преданный: Махараджа, почему вы никому из своих учеников не даете санньясу?

Гоур-Говинда Свами: Потому что никто из них не достоин.

Преданный: А каков критерий того, что человек готов к санньясе?

Гоур-Говинда Свами: Према. (Из воспоминаний Джагадатмы даса)

Цель принятия санньясы

Преданный 1: Иногда преданные в нашем Движении принимают санньясу, потому что разочаровались в семейной жизни. Семейная жизнь полна проблем. Преданные не хотят больше этих проблем, они оставляют семью и принимают санньясу.

Гоур-Говинда Свами: В нашей традиции нет такой санньясы. Это карма-санньяса, гьяна-санньяса, ее принимают майявади.

Преданный 1: Но многие преданные ИСККОН приняли санньясу именно по этой причине.

Гоур-Говинда Свами: Но в вайшнавской традиции нет такой санньясы. Есть только одна санньяса — полное предание себя лотосным стопам Кришны. Поэтому вы принимаете три-данду — кайа-данду, вак-данду и мано-данду — три посоха, символизирующие то, что вы отдаете Господу тело, речь и ум.

Преданный 1: В прошлом многие приняли санньясу, потому что разочаровались в семейной жизни. Не все из них хотели служить Кришне.

Гоур-Говинда Свами: Все это обман. Это не санньяса.

Преданный 1: Смогут ли они духовно развиваться в этом ашраме?

Гоур-Говинда Свами: Что говорил Прабхупада? Если вы не свободны от полового желания, не принимайте санньясу. Что это за санньяса? Это всего лишь фарс.

Если вы видите, что из-за семейной жизни не можете доставлять удовольствие Кришне своим служением, тогда лучше оставить семью. Но если все в порядке, зачем уходить? Если жена и дети — преданные, зачем оставлять семью? Если же ситуация неблагоприятная, если, несмо

-тря на все ваши усилия, ничего не получается, тогда лучше уйти. Так поступил Рамануджа Ачарья. Он перехитрил жену и ушел. Он сделал все, что было в его силах, и ваш долг — сделать