Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 91 ------

Мадхавананда дас - Когда распускается лотос удачи - Страница 91

я хожу. Иногда он болеет, и я болею. Чем же он отличается от простого смертного? Я не вижу никаких отличий». Тот, кто так рассуждает, совершает самую суровую нама-апарадху — неповиновение указанию гуру. (Из лекции, прочитанной в Нью-Джерси 24 июня 1994 г.)

Результат нама-апарадхи

Даже те, кто получил посвящение, могут пасть вследствие совершения нама-апарадхи. Хотя они получили посвящение, у них по-прежнему сохраняется умонастроение «я и мое». Это десятая нама-апарадха, из-за которой они отклоняются с пути бхакти.

Заключительное наставление гуру относительно намаапарадх состоит в том, чтобы мы не развивали умонастроение «я и мое» в отношении материального тела и того, что с ним связано. Однако нам не удается этого сделать, поскольку эти представления очень и очень глубоко укоренились в нашем сознании.

Каков результат такой нама-апарадхи? Результат проявится постепенно. Неверно думать, что человек, совершающий нама-апарадху, ничего не достигает. Если у него есть какие-то желания, святое имя, будучи неотличным от Кришны, исполняет их. Бхактивинода Тхакур говорит в «Харинама-чинтамани» (2.13):

кршна-нама чинтамани анади чинмайа йеи крона сеи нама эка-таттва хайа

У материалистичных людей множество мирских желаний, и, если они повторяют «Харе Кришна», все их желания исполняются. Святое имя исполняет все их желания, связанные с дхармой, артхой и камой, но никогда не одаривает их премой. Такие люди не достигают кришна-премы, однако все остальные их желания исполняются. Таков результат нама-апарадхи — человек отправляется в ад. Все его желания исполняются, и затем он отправляется в ад. Таков результат совершения нама-апарадхи. (Из лекции, прочитанной в Бхуванешваре 1 января 1994 г.)

Как избавиться от оскорблений?

Как же искоренить нама-апарадхи? Бхактивинод Тхакур говорит в «Харинама-чинтамани» (3.75): авишранта нама каре — «Воспевайте постоянно, даже когда принимаете пищу или отдыхаете». Постоянно помните о необходимости воспевать непрестанно, авишранта. Так вы обретете милость намы и нама-апарадхи будут уничтожены. (Даршан, Бхуванешвар, 5 ноября 1993 г.)

Повторять со смирением

Кавираджа Госвами пишет: «О братья, воздев руки к небу, я прошу вас сплести гирлянду из этого стиха:

трнад апи су-нйчена тарор ива сахишнуна аманина мана-дена кйртанййах сада харих

Наденьте эту гирлянду на шею и затем воспевайте «Харе Кришна». Нама-сутре гантхи’ пара кантхе еи шлока: нанижите этот стих на нить святого имени и носите на шее. Прабху-аджнайа кара еи шлока ачарана: необходимо строго следовать указанию Махапрабху, данному в этом стихе» (Ч.-ч. Ади, 17.32-33).

Махапрабху приказал нам сделать это. Он сказал: авашйа паибе табе шри-кришна-чарана — «Если вы будете

воспевать святое имя таким образом, вы непременно обретете Кришну. Я гарантирую вам это. В противном случае у вас ничего не получится».

В этом стихе описывается четыре момента. Первый — суничатва, нужно стать смиреннее травинки. Второй — сахишнутва, нужно стать терпеливее дерева. Третий — аманитва, не следует требовать почтения к себе. И четвертый — манадатва, следует выражать почтение всем живым существам. Нужно воплотить в жизнь эти четыре пункта; таковы четыре компонента, из которых нужно сделать гирлянду. Тогда вы сможете по-настоящему совершать хари-бхаджану. Не развив такого умонастроения, невозможно совершать хари-бхаджану. Если же преданный действует так, как описано выше, он несомненно обретет Кришну. Он обязательно разовьет прему, которая свяжет Кришну.

Те, кто действительно обрели Кришну, говорят: «У меня ничего нет. Я самый низкий и ничтожный. У меня нет ни капли премы. Я наиболее падший и греховный человек». Кришнадас Кавираджа так пишет о себе в «Чайтанья-чаритамрите» (Ади 5.205):

джагаи мадхаи хаите муни се папиотха пурйоера кйта хаите муни се лагхиотха

«Я более грешен, чем Джагай и Мадхай, я хуже червей в испражнениях» (Ч.-ч. Ади, 5.205)

Таково умонастроение вайшнава. Он никогда не трубит о себе и не бьет в барабаны. Кто позиционирует себя таким образом — негодяй! (Из лекции, прочитанной в Бхуванешваре 23 апреля 1992 г.)

Последнее имя в списке

Гордость и тщеславие имеют демоническую природу. Демоны — гордецы и лицемеры. В «Бхагавад-гите» эти качества причисляются к демоническим. Вайшнав же не является демоном, он — бхакта, и он обладает подлинным смирением. Он считает, что все вокруг являются вайшнавами, кроме него. Дживера сварупа хайа кришнера нитйа-даса: истинное предназначение дживы — быть вечным слугой Кришны.

Джива — значит вайшнав, вечный слуга Кришны. Такие вайшнавы, как Кавираджа Госвами, настолько смиренны, что думают: «Все являются вайшнавами, кроме меня. Я самый низкий и ничтожный. Если составить список всех имен, мое имя будет последним; ниже меня не будет никого. Я — последний в списке». Таково умонастроение вайшнава:

трнад апи су-нйчена тарор апи сахионуна аманина манадена кйртанййах сада харих

(«Шикшаштака», 3 стих)

Нама-таттва

Таково наставление Махапрабху. Нужно быть смиреннее травинки и терпеливее дерева. Кроме того, не следует требовать почтения к себе; напротив, нужно оказывать почтение всем и каждому. Если человек требует почтения к себе, он, конечно, не сможет проявлять терпение и смирение. Совершать хари-киртану может тот, кто не требует почтения к себе. В противном случае человек не сможет совершать хари-киртану — у него нет права. Что тогда говорить о преманама-санкиртане, киртане с премой, любовью? Разве это возможно? Демон не сможет совершать такую киртану, он слишком горд. (Из лекции по Ч.-ч. Ади, 8.72)

Нама и садху

Махапрабху учил: асадху-сангете бхаи нама нахи хайа — «Если вы общаетесь с ненастоящим садху,

Навигация:

Страница 93
Страница 92
-- Страница 91 --
Страница 90
Страница 89