день, без сомнения, это вознесет вас непосредственно на духовный уровень, первым признаком чего будет желание пуститься во время пения мантры в пляс. Мы воочию наблюдали это. Даже ребенок может принимать участие в таком пении и танце.
Разумеется, тому, кто слишком запутался в материальном мире, потребуется немного больше времени, чтобы достичь подобного уровня, и тем не менее даже самый закоренелый материалист сможет одухотворить свою жизнь весьма быстро. Когда мантру с любовью поет чистый преданный Господа, она оказывает сильнейшее воздействие на слушателей, поэтому, чтобы сразу же ощутить на себе влияние мантры, надо слушать, как ее произносят уста чистого преданного Господа. И насколько возможно, надо избегать слушать мантру от непреданных. Молоко, которого коснулось жало змеи, становится ядовитым.
Словом «Хара» мы обращаемся к энергии Господа, а словами «Кришна» и «Рама» – к Самому Господу. Как «Кришна», так и «Рама» означают «высшее наслаждение», а «Хара», или в звательном падеже «Харе», - это высшая энергия наслаждения Господа. Высшая энергия наслаждения Господа помогает нам достичь Господа.
Материальная энергия, называемая майей, также одна из многочисленных энергий Господа. И мы, живые существа, тоже Его энергии – пограничная. О живых существах говорится, что они превосходят материальную энергию. Когда высшая энергия соприкасается с низшей, она вступает с ней в противоречие. Однако, пограничная высшая энергия соприкасается с высшей энергией Харой, она утверждается в своем естественном состоянии и обретает счастье.
Эти три слова – Хара, Кришна и Рама – являются трансцендентными семенами маха-мантры. Она – духовный зов к Господу и Его энергии, с просьбой защитить душу, попавшую под власть майи. Этот зов в точности подобен неподдельному плачу ребенка по своей матери. Мать Хара помогает преданному, который искренне повторяет мантру, снискать милость отца, Кришны, и тогда Господь Кришна открывает Себя преданному. В наш век раздоров и лицемерия нет другого столь же действенного способа духовного осознания, как повторение маха-мантры».
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Нама, рупа, гуна и лила святого имени
От намы - к рупе
Прекрасный божественный облик Кришны и Его святое имя суть одно. Имя Кришны неотлично от Его облика. Таким образом, когда человек поет или повторяет святое имя Кришны, в его сердце, очищенном преданностью, тотчас же проявляется Его прекрасный облик.
нама`, `виграха`, `сварупа` - тина эка-рупа,
тине `бхеда`нахи, - тина `чид-ананда-рупа`
деха-дехира, нама-намира кршне нахи `бхеда`,
дживера дхарма - нама-деха-сварупе `вибхеда`
атаэва кршнера `нама`, `деха`, `виласа` пракхтендрийа-грахйа нахе, хайа сва-пракаша
«Святое имя Господа, Его облик и личность суть одно и то же. Между ними нет разницы. Все они абсолютны, и потому исполнены трансцендентного блаженства. Тело Кришны неотлично от Него Самого, равно как и Его имя, тогда как у обусловленных душ
233
234
имя отлично от тела, от изначального облика и т. д. святое имя Кришны, а также Его тело и развлечения - самопроявленные, оттого их невозможно постичь с помощью загрубевших материальных чувств» (Ч.-ч., Мадхья, 131-132, 134).
В «Шри Кришна-бхаджанамрите» говорится, что, когда сад-хака обретает удачу и полностью вручает себя шри-наме, он воспринимает в наме трансцендентную рупу (облик), в рупе -трансцендентные гуны (качества), а в этих гунах - лили (развлечения). Трансцендентный облик, качества и развлечения святого имени проявляются в сердце садхаки в естественной последовательности, согласно ступеням бхаджанъц как следствие его искреннего служения чистым преданным. На этом уровне духовного развития садхака находит прибежище в гопи-бхаве, для того чтобы получить право вечно служить Радхе-Говинде во Враджа-дхаме.
Последовательность в бхаджане
В«Харинама-чинтамани» постепенное развитие на пути повторения святых имен Кришны, садхана-крама, описывается так: «Прежде всего человек должен избавиться от десяти оскорблений. Он должен произносить святые имена отчетливо и ясно и сосредоточенно размышлять о Господе в Его облике Шьямасундары. Повторять надо, сидя перед Божествами и созерцая Их прекрасный облик. При этом нужно осознавать, что имя, которое мы слышим, и облик, который видим, - суть одно. Тогда мы сможем ощутить, что нет разницы между созерцанием и повторением.
Поднявшись до уровня, когда имя и облик Господа становятся единым целым, надо переходить к памятованию качеств Господа. Слушая о развлечениях Кришны, человек все больше и больше начинает восторгаться Его качествами, что возможно только в обществе преданных. В противном случае качества
235
Кришны не раскроют себя. Благодаря постоянному повторению святое имя и качества должны слиться в одно.
Затем надо упражняться в том, чтобы помнить развлечения Кришны. Особенно сосредоточенно следует размышлять о любовных забавах Кришны. Постепенно лила-смарана станет единой со святым именем, обликом и качествами Кришны. Тогда на горизонте восприятия покажутся первые лучи нама-расы, трансцендентной сладости святого имени. Занимаясь лила-сма-раной, преданный будет совершенствоваться и углубляться до тех пор, пока не погрузится в памятование ашта-калия-лил Кришны».
Подобно тому как Шрила Бхактивинода описывает последовательность в садхане, Шри Джива Госвами излагает последовательность в слушании (шравана-крама): «Вначале, благодаря слушанию святого имени Кришны, сердце очищается. Когда сердце очистилось, человек слушает описания облика Кришны. Слушая об облике Кришны, он естественным образом постигает Его качества. А повторяя имя Кришны и вникая в описания Его облика и качеств, человек приходит к тому, что слушает также о развлечениях Кришны» («Бхакти-сандарбха», 256).
Шрила Прабхупада определяет