Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 77 ------

Искусство повторения Святого Имени - Страница 77

живого существа - медитировать на лотосные стопы Рад-хи и Кришны"» (Ч.-ч., Мадхья, 8.253).

Есть множество видов медитации и множество разных целей, к которым занятия этими видами медитации приводят. Однако в приведенном выше стихе Рамананда Рай отмечает, что дхъяна-прадхана, главный, основной вид медитации, - это сосредоточение мыслей на прекрасных лотосных стопах Радхи-Кришны. Лотосные стопы Кришны являются совершенным объектом медитации, поскольку они отсекают привязанность к материальной жизни и исполняют желания преданных. Тем не менее, если сердце человека не чисто, а ум беспокоен, он не сможет направить свои мысли на лотосные стопы Кришны.

В этом мире сердце человека порабощено влечением к сексу, а это нарушает медитацию. Повторяя святые имена Кришны, человек очищается и достигает умиротворенности. Только после этого, продолжая повторять святые имена, он может найти прибежище у лотосных стоп Кришны. Однако, для того чтобы сделать лотосные стопы Господа своим единственным прибежищем, требуется смирение. Лотосные стопы Господа символизируют такое прибежище, ибо они защищают преданного от опасностей материальной жизни.

О том, какие блага получает человек, медитирующий на лотосные стопы Кришны, говорится в Ведах повсюду: «О лотосоокий Господь, когда человек сосредоточивает мысли на Твоих лотосных стопах - вместилище всего бытия - и, намереваясь пересечь океан невежества, избирает их в качестве лодки, он идет по пути махад-жан, великих святых, мудрецов и преданных. Благодаря такому

286

простому способу, для него пересечь океан невежества все равно что переступить через лужицу в отпечатке телячьего копытца» (Бхаг., 10.2.30).

В этой главе описывается сосредоточение на облике Кришны как способ возвращать блуждающий ум к святому имени. Все ача-ръи и все шастры учат, что медитация на трансцендентный облик Кришны должна начинаться с лотосных стоп Господа.

«Вначале мы должны стараться увидеть лотосные стопы Кришны, и когда мы научимся этому, можем смотреть на Его бедра, Его талию, Его грудь. Затем мы сможем поднять свой взор до Его улыбающегося лица. Следует медитировать на облик Кришны в этой последовательности. Так мы будем общаться с Кришной, сосредоточенно размышляя о Его улыбающемся лице, Его флейте, Его руках, Его одежде, Его возлюбленной Шримати Радхарани, и других гопи вокруг Него. Мы должны учиться созерцать Верховного Господа, и для этого Он предстал перед нами как арча-вигра-ха» («Учение Господа Капилы», 36, ком.).

Этот прием джапы, как и все другие, описанные ранее, годится, чтобы использовать его каждый раз, когда непослушный ум отказывается «просто слушать имя». Вы можете укротить ум и направить его на святое имя, повторяя джапу громче и применяя «медитацию на лотосные стопы». Сначала закройте глаза, мысленно представьте себе прекрасные лотосные стопы Кришны и затем попытайтесь «увидеть» отдельные знаки на каждой стопе, помня при этом их значения, описанные ниже. «Управлять мыслями можно, сосредоточив их на лотосных стопах Кришны. Этого достаточно. Никакой вздор не полезет вам в голову. Там будет только Кришна. Таково совершенство медитации» (ЛШП, 13.02.69).

Лотосные стопы Шри Нитьянанды Прабху

Правая стопа. «Я медитирую на двенадцать чудесных знаков на подошве правой стопы Нитая, которые даруют всевозможные блага». У основания большого пальца Прабху находится расписанная

287

Лотосные стопы Шри Нитъянанды Прабху

узорами морская раковина, из которой проявляется любой вид знания. Ниже раковины расположен диск; он уничтожает шесть врагов человеческой жизни: похоть, гнев, жадность, зависть, гордыню и заблуждение (кому, кродху, лобху, матсаръю, маду, моху).

288

Ниже диска идет плуг, под плугом - четыре стрелы, а еще ниже -лук без тетивы. Под луком расположен полумесяц, а на пятке -ягода ежевики (джамбу). У основания среднего пальца находится знак в виде ячменного зерна. Под безымянным пальцем - очаровательный распустившийся цветок красного лотоса. Ниже цветка лотоса, вдоль внешнего края стопы расположен флаг победителя, джая-дхваджа, который означает, что стопы Нитьянанды сокрушают все препятствия на пути преданного служения. Под флагом находится стрела молнии, знаменующая конец всем бедам и страданиям преданного. А под этой стрелой, сразу сбоку от полумесяца - жертвенный алтарь.

Левая стопа. «Я медитирую на двенадцать благоприятных знаков на подошве левой стопы Нитая, которые дают все виды счастья». У основания большого пальца Прабху находится жертвенный алтарь. Ниже - зонтик. Под зонтиком - узорчатый трезубец (шакти), а сбоку от него - след коровьего копыта. Ниже следа копыта идут четыре сосуда для воды, и на пятке находится рыба. У основания среднего пальца расположены две концентрические окружности, представляющие внутреннее (внутри человеческого тела) и внешнее пространство. Под безымянным пальцем находится цветок лотоса, а под ним - расписная булава. Под мизинцем располагается стрекало для слонов. Ниже стрекала, вдоль внешнего края стопы Прабху - еще один цветок. А под цветком - привлекательная цветущая лиана. «Я постоянно медитирую на двадцать четыре благоприятных знака на нежных лотосных стопах Нитая. Сияя светом миллионов лун, Его стопы несут освежающую прохладу уму и сердцу».

Лотосиые стопы Шри Кришны Чайтаньи

Интересно, что лотосные стопы Шри Чайтаньи Махапрабху, который является аватарой Радха-Кришна-Югалы, в основном отмечены всеми теми знаками, которые есть на лотосных стопах как Радхи, так и Кришны.

289

Лотосные стопы Шри Кришны Чайтанъи

Правая стопа. «О ум, всегда помни шестнадцать благоприятных знаков, украшающих подошву правой лотосной стопы Шри Га-урасундары». У основания большого пальца находится знак в виде ячменного зерна, ниже

Навигация:

Страница 79
Страница 78
-- Страница 77 --
Страница 76
Страница 75