Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 75 ------

Искусство повторения Святого Имени - Страница 75

определенный облик, повторяя определенное святое имя в соответствии с их влечением» (Бхаг, 7.5.23-24, ком.).

Медитация во время джапы на трансцендентный облик Господа называется рупа-дхьяна. Сосредоточенное размышление о божественном теле Кришны - не причуда и не плод воображения. Такая медитация основана строго на ведических шастрах, и ее нужно

279

совершать очень внимательно и с глубокой погруженностью. Повторяя святое имя, надо сосредоточить мысли только на одном - на божественном теле Кришны. Такая направленность ума на что-либо одно называется в «Бхагаватам» экаграта, или эка-бхутена.

«Нельзя придумывать свой способ медитации на Высшую Абсолютную Личность, надо следовать истинным шастрам и уполномоченным представителям Господа. Выполняя их предписания, человек сможет сосредоточить свои мысли на Господе до такой степени, что погрузится в транс и будет размышлять об облике Господа постоянно. Используемое здесь слово эка-бхутена означает „очень внимательно и с полной погруженностью"» (Бхаг., 4.8.51, ком.).

«Сосредоточиваясь на облике и развлечениях Господа, ум одухотворяется. Созданный в уме образ Господа считается мурти (Божеством) Господа, неотличным от Самого Господа. А ум того, кто поклоняется Господу таким образом, - это питха, или священный алтарь Господа. Преданный должен медитировать на такой облик Господа, который описан в истинных шастрах» («Панчаратра-прадипа»).

Помимо медитации на описанные в шастрах облики Кришны, можно во время повторения также медитировать на свое любимое Божество. В шестой главе «Нектара преданности» перечисляются ант бхакти, и двадцать шестая среди них - «медитировать на Божество». Чтобы делать это, надо сесть в храме перед Божествами Радхи-Шьямы и, повторяя джапу, сосредоточенно размышлять об Их прекрасных стопах, обликах, лицах, тилаках, о флейте, колечках в носу, одеждах, украшениях и гирляндах. Задержите на десять минут свой взгляд на великолепных обликах Радхи-Шьямы, затем закройте глаза и, внутренне удерживая внимание на агъя-чакре (межбровье), старайтесь увидеть их внутренним взором. Если мысли не заполняются этими образами и Божественная Чета ускользает от вашего внутреннего взора, откройте глаза и снова впитывайте Их сладостную красоту, непосредственно созерцая Их. И даже если поблизости вообще нет никаких Божеств, все равно во время повторения Харе Кришна можно представлять себе облики своих любимых Божеств.

280

Это советуется в «Джайва-дхарме»: «Если нет возможности лицезреть Божество, можно помнить Его и, находясь таким образом в Его присутствии, совершать девять видов преданного служения, начиная со слушания и повторения святого имени».

Страстное повторение святого имени

Слово прайоджат означает «цель», или «объект достижения», однако есть и другое его значение - «настоятельная потребность». Господь Гауранга учил, что высочайшая цель, или самая настоятельная потребность, человека - это достичь чистой любви к Богу (према пумартхо махан). Душе не нужно ничего, кроме кришна-премы у души нет других потребностей. Именно это и описывает Шрила Бхактивинода Тхакур в «Бхаджана-рахасье», говоря, что у преданного есть только одно сокровище - его неудержимое желание духовного совершенства, любви к Богу. Неудержимое желание - значит страстное стремление к чему-либо, жажда этого, одержимость, острая тоска, томление, надежда вопреки всему достичь этого.

Рамананда Рай говорит, что преданный должен остро жаждать чистой преданности Кришне, страстно желать ее:

кршна-бхакти-раса-бхавита матир

крийата йади куто `пи лабхйате

татра лаулйам апи мулйам жала джанма-кои-сукхтаир на лабхйате

«Чистое преданное служение в сознании Кришны (кршна-бхакти-раса-бхавита) невозможно обрести с помощью благочестивой деятельности, даже если совершать ее на протяжении сотен и тысяч жизней. Оно достигается только одной ценой - благодаря неудержимому, страстному стремлению к нему. Где бы его ни предлагали, надо, не раздумывая, тотчас же отдать за него эту цену» (Ч.-ч., Мадхья, 8.70).

281

Мирская страсть - это болезнь, от которой надо лечиться, в то время как страсть к Кришне - явление совершенно здоровое, и ее, напротив, нужно взращивать. Смотрящий вперед преданный всегда поддерживает в своем сердце пламя жгучего, страстного желания обрести прему. Это пламя сжигает дотла все вздорные мысли и мирские желания. Жизнь, проникнутая жаждой по кришна-пре-ме, превращается в ежедневную, нескончаемую острую тоску, томление по звукам флейты Кришны, по даршану Кришны, по сокровенным забавам Кришны с Радхикой и враджа-гопи.

Тот, кто хочет духовного совершенства, должен постоянно проявлять подобную страсть, когда повторяет святое имя Кришны. Иначе говоря, он должен повторять святое имя с жадным стремлением услышать флейту Кришны, увидеть Его великолепный облик и стать свидетелем Его удивительных игр. И когда человек, наконец, увидит Кришну в Его святом имени, всей его мирской страсти придет конец. Разумеется, следует вести себя достойно, чтобы и Кришна захотел увидеть такого преданного. Но в самом желании увидеть Кришну нет ничего дурного. Более того, мы должны сильно хотеть увидеть Кришну, быть с Кришной. Гау-ракишора дас Бабаджи считал свою нама-джапу бесполезной, если во время повторения святого имени он не видел прекрасный облик Кришны. «Гауракишора дас Бабаджи не выносил безуспешной бхаджаны. Когда во время медитации имя не проявлялось, то есть не было нама-спхурти, он часто бросался в Гангу. Он заходил в воду по шею и выходил только тогда, когда имя открывало ему себя» («Прабхупада Сарасвати Тхакур», стр. 57).

Во многих комментариях Шрила Прабхупада вдохновляет нас жаждать даршана Кришны: «Нужно иметь страстное рвение. Только тогда вы увидите Бога. Если тем или иным способом вы разовьете такое рвение - „Я должен увидеть Кришну", - вы увидите

Навигация:

Страница 77
Страница 76
-- Страница 75 --
Страница 74
Страница 73