Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 74 ------

Искусство повторения Святого Имени - Страница 74

преданностью и верой, звук святого имени создаст в уме облик Божеств, связанных с мантрой, - Радхи-Шьямы. Следующий стих из «Шримад-Бхагаватам» (11.9.22) показывает, каким образом человек достигает определенного облика с помощью сосредоточенных размышлений:

йатра йатра мат дехи дхарайет сакала дхийа снехад двешад бхайад вопи йати тат-тат-сварупатам

«Если воплощенная душа из любви, ненависти или страха с помощью разума и с полной сосредоточенностью закрепляет свои мысли на определенном телесном облике, она, без сомнения, достигнет того облика, на который медитирует».

«Из этого стиха несложно понять, что, если человек постоянно сосредоточенно размышляет о Высшей Абсолютной Личности, он обретет такое же духовное тело, как и у Господа. Благодаря полной мысленной поглощенности человек в следующей жизни, бесспорно, получит тот самый облик, на который он медитировал» (Бхаг, 11.9.22, ком.).

В подтверждение этого Шукадева Госвами произносит такой стих:

киах пешаскрта дхйайан кудйа тена правешитах йати тат-сатмата раджан пурва-рупам асантйаджан

«О царь, однажды оса загнала слабое насекомое в осиное гнездо и поймала его там в западню. От великого страха слабое насекомое

276

беспрестанно размышляло о своем поработителе и так, не меняя тела, постепенно уподобилось осе. Таким образом, живое существо достигает того уровня бытия, на которое постоянно направлены его мысли» (Бхаг., 11.9.23).

«Если живое существо непрерывно и сосредоточенно размышляет над чем-либо, его сознание наполняется свойствами этого объекта. Так, охваченное безудержным страхом, маленькое насекомое мысленно погрузилось в качества и деятельность большой осы и тем самым обрело бытие осы. С помощью такой медитации оно в следующей жизни получило тело осы» (Бхаг., 11.9.23, ком.).

Трансцендентные облики Радхи-Кришны лично присутствуют в Харе Кришна маха-мантре. Благодаря непрерывному повторению этой мантры человек постигает Бога и видит облики Радхи-Кришны в своем сердце. Подобно Кришне, милосердное святое имя являет Себя согласно желанию преданного. Господь Брахма подтверждает это:

йад-йад-дхийа та уругайа вибхавайанти тад-тад-вапух пранайасе сад-ануграхайа

«Господь Брахма сказал: Ты настолько милостив к Своим преданным, что являешь им Себя в том вечном трансцендентном облике, о котором они постоянно размышляют» (Бхаг, 3.9.11).

В «Бхакти-сандарбхе» (256) говорится: «После того как сердце очистится повторением святого имени, в нем, благодаря слушанию об образе Господа, проявляется этот образ».

«Хотя святое имя состоит из сочетания букв, тем не менее, это особое проявление Кришны. Между именем и обликом Кришны нет разницы, следовательно, Кришна спустился с Голоки Вринда-ваны, приняв облик Своего имени. Поэтому первое знакомство с Кришной - это знакомство с Его именем. Если человек стремится достичь Кришны, он должен принять имя Кришны» («Шри Чай-танья-шикшамрита»).

277

Тайна единства имени и облика Кришны

Правда ли, что облик Кришны, кришна-сварупа, неотличен от Его святого имени, кришт-намы?

- Между ними действительно нет ни малейшей разницы. Однако надо понять сокровенную тайну: кришна-нама более милостива, чем кришна-сварупа. Облик Кришны (сварупа) не прощает нанесенных Ему оскорблений, в то время как кришна-нама прощает оскорбления, совершенные как по отношению к сварупе, так и к Нему Самому. Отчетливо уясни нама-апарадхи и старайся избегать их. До тех пор пока человек не прекратит оскорблять святое имя, он не сможет произносить шуддха-наму» («Джайва-дхарма», гл. 23).

Повторение святого имени и рупо-дхьяно

Чтобы достичь успеха в нама-джапе, надо одновременно упражняться в трех видах бхакти, а именно - слушании, повторении и памятовании (шраванам, киртанам, смаранам). Суть всех наставлений заключается в том, чтобы использовать все свое время для внимательного слушания Харе Кришна маха-мантры, самозабвенно повторять ее с любовью, а также сосредоточенно размышлять о прекрасных трансцендентных обликах, качествах и развлечениях Радхи-Кришны и всегда помнить их. Такой трехступенчатый подход советовал Шрила Рупа Госвами и другие выдающиеся ачаръи:

тан-нома -рупа-чаритади-сукиртанану -смртйох крамена расана-манаси нийоджйа тишхан врадже тад анураги джананугами

кала найед акхилам итй упадеша-сарам

«Все наставления сводятся к тому, чтобы день и ночь сосредоточенно повторять божественное имя Господа, воспевать его трансцендентный облик, качества и вечные развлечения, всегда помнить их,

278

постепенно занимая ими свой язык и мысли. Для этого надо поселиться во Врадже и служить Кришне под руководством преданных. Нужно идти по стопам возлюбленных преданных Господа, которые глубоко привязаны к преданному служению Ему» («Нектар наставлений», 8).

Шри Джива Госвами утверждает, что девять анг бхакти действенны только в том случае, если они сопровождаются харинама-санкиртаной: йадйапй анйа бхактих калау картавйа, тада киртанакхйа-бхакти-са йогенаива - «Хотя в Кали-югу и надо совершать такие виды преданного служения, как арчана, вандана, да-сья и сакхья, все их необходимо сопровождать пением святых имен» («Бхакти-сандарбха», 173).

Шрила Прабхупада также учил, что повторение святого имени и памятование прекрасных обликов Господа удерживает от майи. «Чтобы оставаться в стороне от заблуждений и двойственности, нужно постоянно помнить прекрасный облик Господа Кришны, чье тело темного цвета и кто всегда играет на флейте, а также непрестанно и сосредоточенно размышлять о Нем. Кроме того, надо помнить и повторять святое имя Кришны, которое неотлично от Него и по своей природе вечно, совершенно, чисто и независимо» («Отречение через мудрость», 2.6).

На какой конкретный облик Кришны медитирует преданный, зависит от его влечения, вкуса. Некоторые преданные во время джапы сосредоточиваются на облике Шьямасундары. Другие направляют свои мысли на очаровательный облик Радхики. Третьи же - на великодушный образ Махапрабху. Шрила Прабхупада подтверждает это:

«У Господа есть бесчисленные имена и облики, и преданные могут медитировать на

Навигация:

Страница 76
Страница 75
-- Страница 74 --
Страница 73
Страница 72