Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 73 ------

Искусство повторения Святого Имени - Страница 73

и повторяйте на четках, представляя себе, как вы обходите вокруг холма Говардханы, Радха-кунды или Вра-джа-мандалы.

Повторяя и мысленно совершая парикраму вокруг Гирирад-жи, вы увидите в своем уме места игр Радхи-Кришны. А это, в свою очередь, подтолкнет вас к размышлениям о том, как забавлялась Божественная Чета в этом определенном лила-стхали. Ощущая вкус отношений Радхи-Мадхавы, садхака сможет направить свой непоседливый ум в нужное русло джапы и лила-смараны.

Вот пример джапы с манаси-парикрамой:

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Хареа Утро. Восходящее солнце окрашивает восточную часть неба в розовый цвет. Воздух прохладен. Я иду по дороге вокруг Гирираджи, и еще не нагретый песок ласкает мои стопы. Справа я вижу Кусума-саровару,

272

безмятежную и величественную, с восхитительными средневековыми арками и куполами.

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе... Я помню Ашокаван, что находится здесь, куда Радхика со Своими сакоси как-то пришла нарвать цветов для Шьямасундары. Разглядывая высоко на дереве самый привлекательный и ароматный цветок, Радхика отчаянно пыталась дотянуться до него Своими изящными руками, но Ей удалось лишь едва коснуться его. Тут никем не замеченный Шьяма взобрался на это самое дерево и наклонил Своей стопой ветку так, чтобы Радхика смогла сорвать цветок.

Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе... Вдруг Шьяма убрал стопу, ветка разогнулась и, увлекая за собой Радхику, оторвала Ее от земли. Схватившись за цветок, который она хотела сорвать, Радхика висела высоко в воздухе и звала на помощь. Подружки, сакхи, смотрели на Радхику, одновременно и тревожась за нее и улыбаясь. Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе...

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе

Святое имя и облик Кришны

Облик из звука

Материальное творение начинается с шабды, звука, из которого проявляются все материальные элементы; в них он и остается. Звук есть в эфире, в воздухе, в огне, в воде и в земле. Когда мы не слышим звуковых колебаний, звук создает другие колебания -в виде зрительных образов. Например, согласно индийской музыкальной традиции, у каждой раги ирагини есть свое божество, и его можно вызвать с помощью этой мелодии. Так, известно, что, когда опытный певец исполняет васанта-рагу (весеннюю мелодию), в небе можно увидеть прекрасного, украшенного цветами юношу, бога любви Камадеву. Иначе говоря, звук песни порождает видимый небесный образ.

Для того чтобы понять связь между звуком и зрительным образом, приведем менее эзотерический пример. Каждый человек имеет свои особые, неповторимые отпечатки пальцев, по которым его можно опознать. Точно так же у каждого человека есть и «отпечаток голоса», особый звук его речи, по которому человека также можно опознать. Рассмотрим пример с телефонным звонком. Как только вы слышите в трубке голос своего друга, вы тут же определяете: «А, это он». Его имя поступает в ваш ум, и там немедленно возникает и его образ. У каждого был подобный опыт, когда звук

273

274

голоса несет в себе образ, или изображение, говорящего. В каком-то смысле, звук тождествен образу

Особенно важна связь между звуком и образом в повторении джапы. Подобно тому как материальный звук порождает видимый зрительный образ, трансцендентный звук имени Кришны порождает в сердце преданного видимый образ Кришны. Повторяя святое имя Кришны, преданный в конечном счете видит облик Кришны, потому что звук имени Кришны несет в себе Его трансцендентный облик, а также Его обитель, приближенных и развлечения.

Все материальное творение с его безграничным разнообразием форм появилось из звука. А трансцендентный звук имени Кришны может рассеять всю эту пелену материального мира и явить перед глазами преми-бхакты божественные образы мира духовного.

«Анавхттир шабдат - значит „освобождение с помощью звука". Материальное творение началось со звука, но звук также может положить конец материальной обусловленности, если он обладает достаточным могуществом. Таким могущественным звуком является трансцендентная мантра Харе Кришна» (Бхаг, 3.26.32, ком.).

Найдя прибежище в первоначальном элементе, святом имени Кришны, преданный постигнет и увидит великолепный облик Господа. Это подтверждается в «Харинама-чинтамани»:

«Святое имя - это чинтамани, ибо оно исполняет любые желания. Материалисту оно дает дхарму, артху, кому и мокшу, а бескорыстному преданному - чистую любовь к Кришне. Святое имя безгранично, целостно, не имеет начала и исполнено сознания. Все, что есть в Кришне, есть и в святом имени, поскольку Кришна и Его имя неотличны друг от друга. Имени никогда не может коснуться какая-либо материальная скверна.

Кришна и Его облик также неотличны друг от друга, поэтому святое имя неотделимо от облика Кришны. Если человек хранит в памяти святое имя Кришны, он воспринимает и облик Кришны. Святое имя Кришны обладает всеми шестьюдесятью четырьмя качествами Кришны во всей их полноте. Найдя прибежище в первоначальном элементе, святом имени Кришны, преданный постигает

275

и осознает все остальные привлекательные свойства Верховного Господа: Его прекрасный облик, качества и развлечения. Господь Чайтанья признавал, что тому, кто повторяет Харе Кришна, открываются все развлечения Господа. Святое имя - это высочайшая драгоценность в сокровищнице Кришны, ибо оно содержит в себе весь духовный мир!»

Итак, очевидно, что звук и образ взаимосвязаны и взаимозависимы. Поэтому, если совершать джапу с чистым сердцем,

Навигация:

Страница 75
Страница 74
-- Страница 73 --
Страница 72
Страница 71