Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 72 ------

Искусство повторения Святого Имени - Страница 72

с великой радостью, преданный увидит Кришну, окруженного гопа-ми и гопи под калпа-вртшей в Йогапитхе (на Гупта-кунде, Радха-кунде или в Вамшивате).

5. Лила-смарана, благодаря постоянным упражнениям в ней, углубится до такой степени, что преданный начнет сосредоточенно размышлять над ашта-калия-лилами (состоящими из восьми частей сокровенных забав) Радхи-Мадхавы. И когда эта медитация достигнет зрелости, он во всей полноте насладится нома-расой.

Способ, настроение и раса

В зависимости от своего уровня садхака сосредоточивается во время джапы либо на способе, либо на настроении, либо на расе. Так, начинающему садхаке (каништха-адхикари) недостает настроения ирасы, и потому он направляет свое внимание на то, чтобы совершенствовать способ повторения святого имени. По мере того как к садхаке приходит все больше и больше покорности и понимания, он достигает промежуточного, устойчивого уровня повторения (мадхьяма-адхтари), где главную роль играет уже настроение.

На этой ступени ум начинает поддаваться шри-наме. А в сердце возникают и крепнут подлинные чувства к Кришне и Его

269

преданным. На данном уровне, где главное - настроение, садхака становится намного смиреннее, и его горячее желание достичь Радху-Говинду многократно усиливается. Теперь садхака служит шри-наме и наслаждается ею, испытывая огромную радость и воодушевление.

Когда же садхака поднимается до уровня расы, он повторяет святое имя непрерывно - либо на своих четках, либо мысленно, -и тонкие черты его проявившейся любви к шри-наме и вечно юной Божественной Чете своим нескончаемым цветением охватывают все его существо. Повторяя святое имя с бхакти-расой, садхака достигает высочайшей ступени чистой преданности (ут-тама-адхикари) и навечно утверждается в своем любовном служении Радхе-Шьяме.

1. Способ. Способ повторения складывается из внешних условий. Это значит, что, например, надо сидеть ровно на асане, повторять во время тихих предрассветных часов, общаться с теми, у кого есть любовь к номе. Кроме того, нужно использовать четки из туласи, сохранять отчетливое произношение, сосредоточиваться на смысле мантры, тщательно следить за тем, чтобы не допускать десяти оскорблений, и раскаиваться в своих проступках.

2. Настроение. Настроение при повторении святого имени соединяет в себе деятельность ума и сердца, то есть мышление и эмоции. Шри Чайтанья Махапрабху советовал всем преданным быть свободными от ложного эго и считать себя ничтожней травинки. С чувством глубокой покорности и повиновения садхака должен молить Шри Радху о служении. Харидас Свами, средневековый святой из Вриндаваны, сочинил замечательные песни враджабхаса во славу своего Господа Банкибихари. Каждый раз, когда он пел их, все деревья, птицы и лесные животные замирали, очарованные этим пением. Так и вы должны учиться повторять имена Кришны с такой преданностью и с таким наслаждением, чтобы птицы прекращали щебетать и слушали вас, чтобы вокруг собирались олени и со слезами на глазах

270

смотрели на вас, не в состоянии оторвать взгляд, и чтобы деревья, движимые сладостными звуками номы, склонялись и тянулись к вам, желая коснуться вас своими листьями.

С первых дней существования ИСККОН Шрила Прабхупада подчеркивал важность настроения при повторении святого имени. Недостаточно просто повторять. Нужно подкреплять повторение таким чувством разлуки, чтобы слезы наворачивались на глаза. Прабхупада учил преданных слезно взывать к святым именам, подобно тому, как ребенок, оставшись один, плачет от разлуки со своей любящей матерью и зовет ее.

«Плакать по Кришне так же хорошо, как и общаться с Ним лично. Ваши переживания, ваши слезы в сознании Кришны глубоко обогатят вас на духовном пути» (ПШП, 16.09.67).

Повторять святое имя, плача по Кришне, - обязательная сад-хана для последователей Шрилы Прабхупады. Один из учеников Шрилы Прабхупады даже открыто ввел эту садхану. Наш прославленный духовный брат Гаура-Говинда Свами однажды сказал о вновь открытом храме ИСККОН в Бхуванешваре: «Я открыл здесь школу плача, чтобы наши сердца рыдали по хари-наме, моля о милости Нитая и Гауры!»

3. Раса. Это высокая ступень повторения джапы, когда святое имя соединяется с расой. Постигнув свою стхайи-бхаву, неизменные любовные отношения с Кришной в определенной расе, например в мадхуръя-расе, садхака будет повторять чисто и при этом наслаждаться сладостью бхакти-расы и помнить наймиттика (эпизодические) и питья (вечные) лилы Кришны. Повторяя святое имя, садхака будет медитировать на свое духовное тело (сиддха-деху) и мысленно совершать служение (манаси-сева) в состоящих из восьми частей ежедневных забавах (ашта-калия-лилах) Радхи-Говинды. Вначале упрямый, неподатливый, как скала, ленивый ум будет сопротивляться, находя тысячи оправданий и препятствий, чтобы расстроить ваши попытки сосредоточиться на описанном способе повторения святого имени, настроении и расе. Держитесь

271

за четки и непреклонно продолжайте! По милости Шри Гуру и Га-уранги вы упорно будете продвигаться от сосредоточенности на способе к настроению и расе. Приложив немного усилий, любой искренний преданный может повторять джапу и помнить захватывающие развлечения Господа Гауранги и Радхи-Говинды. Это нетрудно. Никогда не забывайте, что в словаре последователей Прабхупады нет такого слова, как «невозможно».

«Стать васудева-парайанар очень просто для тех, кто сам прост. Но для нечестивцев и демонов это очень трудно» (ЛШП, 16.05.76).

Направьте мысли в нужное русло

Лучше всего совершать джапу, сидя в освященном месте, закрыв глаза и помня смысл повторяемых святых имен и возвышенные развлечения Гаура-Говинды. Если ум слишком неугомонен, последуйте совету ачаръев - займите его парикрамой: просто спокойно сидите

Навигация:

Страница 74
Страница 73
-- Страница 72 --
Страница 71
Страница 70