Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 70 ------

Искусство повторения Святого Имени - Страница 70

Твое святое имя, оно исцелит меня от духовного недуга и постепенно позволит ощутить Твою сладость, подобно тому, как если лечиться от желтухи леденцами, они избавляют от этой болезни, из-за которой и кажутся горькими» («Шаранагати»).

Маха-мантра-тратака

Часто непоседливый ум толкает садхаку разглядывать все вокруг во время джапы. Когда это происходит, святое имя превращается в фоновую музыку, которая сопровождает главное занятие -

262

обзор пейзажей, пестрящих многообразием видов и красок. К небрежному садхаке незаметно подкрадывается рассеянность, и он совершает нама-апарадху. Чтобы предотвратить подобное, закрепите взгляд на написанной мантре.

Этот обычный способ усилить сосредоточенность на джапе состоит в том, чтобы повторять святое имя, пристально глядя на маха-мантру в написанном виде (как правило, на деванагари или бенгальском). Многие преданные не только смотрят на написанную мантру, желая увеличить сосредоточенность, но и поклоняются маха-мантре в различных образах. Пятьсот лет назад Шри Вирачандра Прабху, сын Господа Нитьянанды, совершал нама-брахма-севу. он поклонялся шестнадцати словам маха-мантры, вырезанных на бенгальском языке в черном камне. Последователи Шри Вирачандры Прабху и по сей день поклоняются этой нома-шиле в маленьком храме, что находится в Западной Бенгалии, в районе Пури.

Сиддха-Бхагаван Дасаджи, известный Гаудия-вайшнавский святой, поклонялся только одному Божеству - большому черному камню (30 на 60 см), на котором старым бенгальским шрифтом была выгравирована Харе Кришна маха-мантра. Сейчас нама-брахма-сева этой шиле, включающая в себя ежедневную абхишеку, арчану и арати, продолжается в его ашраме, в Кантак-нагаре, Кал-на (район Барддаман, Западная Бенгалия).

Медитировать на написанную мантру надо следующим образом. Вначале возьмите лист бумаги, где напечатана Харе Кришна маха-мантра, и закрепите его на стене на уровне глаз. Затем сядьте перед этим «плакатом» с мантрой и, пристально вглядываясь в слоги святого имени, внятно и отчетливо повторяйте джапу. Этот прием удерживает на Кришне и взгляд, и ум.

Чтобы усилить сосредоточенность мысли, последователи системы йоги используют аналогичный прием, называемый тратака. Тратака - это когда медитирующий йог пристально всматривается в пламя свечи, которая горит в безветренном месте. С помощью такого неотрывного взгляда йог берет верх над своими мыслями и

263

закрепляет их на одном. Того же самого достигают и бхакти-йоги, сосредоточивая взгляд на написанной мантре.

Святое имя завладевает не только зрением, слухом и речью, но и осязанием. Санатана Госвамипада объясняет эту интересную особенность в своем комментарии к следующему стиху:

джайати джайати намананда-рупа мурарер

вирамита-ниджа-дхарма -дхйана-пуджади-йатнам

катхам апи сакхд атта муктида пранина йот

паромам амхтам эка дживана бхушана ме

«Слава, слава всеблагому святому имени Шри Кришны, которое вынуждает преданных отказаться от любых общепринятых религиозных обязанностей и видов медитации и поклонения. Если живое существо так или иначе произносит святое имя хотя бы единожды, то святое имя вознаграждает его освобождением. Святое имя Кришны - сладчайший нектар. Оно - сама моя жизнь и мое единственное сокровище» (Б.-бхаг, 1.1.9).

«Обычно мы думаем, что повторение святого имени - это занятие для языка, однако в служении хари-наме можно занять все наши сознательные способности. Ум может размышлять над слогами имени Господа и их значениями, а органы чувств - взаимодействовать со святым именем каждый по-своему. Речь и слух вовлечены в слушание и повторение очевидным образом. С помощью осязания можно ощущать имя, написанное глиной у себя на теле [или любую надпись с мантрой]. Глаза также могут смотреть на имя, написанное в различных местах. А руки и ноги могут трудиться, неся флаг с именем и т. п.» (Б.-бхаг., 1.1.9, ком.).

Похоже, надписи с мантрой используются уже, по крайней мере, пятьдесят столетий. Согласно книгам Шри Рупы Госвами, первая такая «надпись» появилась на лице одной из враджа-гопи:

«Кришна сказал: „О Вринда-деви! Написав Мое имя пастой из красной кутумы на страницах своих щечек, твоя сакхи очень ясно донесла до Меня свои намерения"» («Удджвала-ниламани», гл. 7).

264

Восемь шагов Шридхары даса к улучшению джапы

Один наш духовный брат, желая помочь, как-то рассказал нам о восьми шагах на пути совершенствования джапы. Его предложения, по существу, совпадают с учением Бхактивиноды Тхакура.

1. Создайте свободную от беспокойств окружающую обстановку для усиленного повторения, потому что рассеянность и невнимательность ведут ко всем остальным оскорблениям. Чтобы внешние звуки не отвлекали вас, можно использовать беруши или противошумные наушники. Такая вынужденная тишина помогает закрепить ум и сердце на прекрасных именах, обликах и развлечениях Радхи-Шьямасундары.

2. Держите глаза закрытыми и сосредоточивайтесь с покорностью в мыслях и смирением в исполненном молитв и раскаяния сердце. Шрила Бхактивинода Тхакур советует покрывать тканью голову, чтобы не позволять взгляду блуждать.

3. Сидите неподвижно и удерживайте ум с помощью принудительной пранаямы. Кстати, в «Хари-бхакти-виласе» рекомендуется делать пранаяму перед повторением гаятри.

4. Четко поймите, каким образом органы чувств воспринимают объекты, и учитесь сводить на нет или отклонять все, что возбуждает деятельность чувств, за исключением слушания маха-мантры.

5. Войдите в четыре состояния, упомянутые в стихе триад апи суничена: смирение, терпение, кротость, уважение ко всем. С помощью образных примеров Шри Чайтаньи Махапрабху (соломинка, дерево) ощутите и прочувствуйте свою крошечную, неизмеримо маленькую сущность.

6. Повторяя мантру, всегда помните, что это личное обращение к Радхе и Кришне, а

Навигация:

Страница 72
Страница 71
-- Страница 70 --
Страница 69
Страница 68