Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 68 ------

Искусство повторения Святого Имени - Страница 68

джапы Харе Кришна, для того чтобы доставить удовольствие Шри Гуру и Радхе-Го-винде. Пообещайте себе четыре раза в течение дня сесть и закончить четыре грантхи, как вы делали это, выполняя обет на шестнадцать кругов. Но, если вы маха-йог, сядьте перед Туласи-деви и, не вставая, повторите все шестьдесят четыре круга.

Разновидности джапы

Нама-ачаръя Харидас Тхакур каждый день безупречно повторял 300 000 святых имен (сто девяносто два круга). Шестьдесят четыре круга он повторял безмолвно, мысленно, шестьдесят четыре круга - тихим шепотом и еще шестьдесят четыре круга -громко вслух. В «Хари-бхакти-виласе» описывается три верных способа повторять Харе Кришна маха-мантру:

256

1. Манаса. Мысленное повторение, без какого-либо внешнего озвучивания.

2. Упамшу. Тихое повторение, которое может слышать только сам садхака. Шрила Прабхупада, который обычно повторял джапу этим способом, объясняет благо от упамшу-джапы: «В нынешнем состоянии ум постоянно встревожен, полон беспокойств. Вы не можете сосредоточиться. Когда вы повторяете вслух, по крайней мере, вы слышите „Кришна". Ваш ум немедленно направляется на Кришну. И тотчас же вы невольно вступаете в общение с Ним» (ЛШП, 11.10.68).

3. Вачика. Громкое повторение, которое могут слышать все, как в киртапе, во сто крат благоприятнее упамшу-джапы. В «Чай-танья-бхагавате» рассказывается, как однажды кастовые брахманы потребовали от Харидаса Тхакура доказательств из священного писания, которое бы одобряло то, что он повторяет и поет святое имя громко. Харидас Тхакур ответил: «Ни одно священное писание не запрещает повторять святое имя громко. Более того, в „Шримад-Бхагаватам" (10.34.17) сказано: йан-нама гххнанн акхилан шротрн атманам эва ча садйар пунати ки бхуйас - „О Ачьюта, любой, кто повторяет и поет Твои святые имена, очищается сам и очищает всех, кто его слышит". А в „Нарадия-пуране" Махараджа Прахлада говорит: „Тот, кто повторяет святое имя Хари громко, в сто раз превосходит того, кто привязан к безмолвному повторению. Человек, повторяющий безмолвно, освобождает только самого себя, однако тот, кто повторяет громко, освобождает не только себя, но и любое другое живое существо, которое слышит его"» (Ч.-б., гл. 17).

Можно чередовать три эти вида повторения, чтобы лучше сосредоточиваться, сохранять вкус и усиливать влечение к джапе. Для разнообразия попробуйте повторять четыре круга манаси-джапы. Надо сомкнуть губы, прижать язык к небу (так он не будет шевелиться) и «мысленно произносить» каждое слово маха-мантры. Достичь успеха в манаси-джапе непросто: для этого надо

257

направить все свое внимание на святые имена Кришны. Попробовав, вы увидите, насколько невнимательными мы можем быть, когда повторяем шепотом или громко. Например, когда человек повторяет громко, он может с лихорадочным напряжением «вымучивать» святые имена, в то время как ум и сердце при этом будут за миллионы километров от Кришны.

Вместе с тем, громкое повторение бывает весьма благотворным, особенно когда ум незаметно погружается в скуку, либо из глубин сердца всплывают призраки желаний. В таких случаях бодрая прогулка по свежему воздуху и несколько громких, «ударных» кругов помогут оживить внимание и интерес к джапе.

Все эти виды повторения доставляют удовольствие Кришне и очищают сердце, при условии что человек совершает их искренне и с преданностью. Накопив опыт, садхака сможет выбрать наиболее действенный для него способ повторения. Он также вправе, следуя примеру Харидаса Тхакура, повторять джапу всеми тремя способами (беззвучно, шепотом и громко). Однако во всех усилиях на пути преданности садхака всегда должен искать руководства своего наставника и получать от него благословения на них.

Пять состояний ума и сердца

Пять основ повторения святого имени - это влечение, внимательность, погруженность, привязанность и любовь. Данные приемы сЬш/гя-медитации сочетают в себе понимание этих пяти состояний ума и сердца. Кроме того, есть молитвы, с помощью которых взывают к Шри Наме Прабху, чтобы достичь подлинного влечения, внимательности, привязанности, любви к святым именам Кришны и погруженности в них.

1. Влечение. Не поддающаяся осмыслению энергия Кришны, которая вызывает влечение, действует в мироздании повсюду - начиная с атомов и заканчивая космическими просторами. И невидимые движения нейтронов и электронов, и вращение по гигантским

-^А ЭД -У 1 1Л1-У -У

258

орбитам огромных планет и галактик происходит благодаря силе притяжения, или влечения, - энергии Кришны, с помощью которой Он распространяет Свое влияние по всему творению.

Во всех мирах нет никого прекраснее и привлекательнее Кришны. В духовном царстве каждый мужчина, каждая женщина, каждый ребенок, птица, зверь, насекомое, дерево, травинка, озеро, река, долина, холм, гора чувствует естественное и само собой возникающее влечение к всегда новым и неизменно сладостным именам, обликам, качествам и развлечениям Кришны. Несмотря на все это, у нас нет влечения к повторению святых имен Кришны. Шри Чайтанья описывает в «Шикшаштаке» отчаянное положение садхаки, который старается изо всех сил: дурдаивам идхшам ихаджани нанурагар - «О Господь! Я настолько неудачлив, что у меня нет привязанности к повторению Твоих святых имен».

Следующая молитва поможет вам усилить влечение к повторению Харе Кришна: «О Кришна! Меня влечет к столь многому. Так почему же меня совсем не влечет к Твоим святым именам? Меня привлекают разнообразные звуки, формы, вкусы, запахи и прикосновения. Но влечение ко всем этим материальным объектам чувств только все дальше и дальше уводит меня от Тебя.

Навигация:

Страница 70
Страница 69
-- Страница 68 --
Страница 67
Страница 66