Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 88 ------

Искусство повторения Святого Имени - Страница 88

ко Мне».

Если мы откроем наши сердца Кришне и произнесем Ему слова любви: «О Кришна! Ты такой прекрасный, милый и добрый. Пожалуйста, позволь служить Тебе и заключи меня в Свои объятия», Кришна откроет Свое сердце нам и ответит: «Я принимаю твою любовь и навеки отдаю тебе Свою».

.г!

325

8. Правдивый (сатья-вакья)

Кришна является воплощением истины, Он - Высшая Абсолютная Истина. Кришна никогда не лжет. Шастры изобилуют обещаниями Кришны, и преданные твердо верят, что Кришна всегда исполняет их. Однажды царица Кунти восхваляла Кришну за то, что Он сдержал слово и Пандавы живыми вернулись домой после битвы на Курукшетре. Она сказала: «Солнечные лучи могут остыть, а лунные стать горячими, но, что бы ни случилось, Ты никогда не нарушишь Своего обещания» (Н. п., гл. 21).

Кришна обещает отвечать взаимностью соразмерно нашей преданности Ему. Он также обещает избавить нас от последствий греха и привести в духовный мир. С верой в слова Кришны преданный вручает себя Ему и входит в сат-дхаму, вечную обитель истины. Чтобы получить право общаться с Кришной, нужно быть неизменно правдивым. В «Харинама-чинтамани» утверждается, что в материальном мире есть только две настоящие истины - живое существо и святое имя Кришны. Поэтому быть правдивым означает всегда повторять и петь Харе Кришна. Истина вечна, и тот, кто говорит истину, живет истиной и служит истине, никогда не умрет.

9. Приятный собеседник (приям-вада)

Приятным собеседником называют того, кто любезно разговаривает даже с хулителями. Победив Своего врага Калию, Кришна учтиво обратился к нему: «О царь змей! Хоть я и причинил тебе столько страданий, пожалуйста, не сердись на Меня» (Н. п., гл. 21). Как-то Бхригу Муни пнул Кришну в грудь. В ответ Кришна сказал: «Я знаю, что твои стопы нежны как цветок лотоса, а Моя грудь тверда как камень. Боюсь, тебе было больно, когда ты прикоснулся своей стопой к Моей груди. Позволь Мне помассировать твои стопы, чтобы смягчить эту боль» («Источник вечного наслаждения», гл. 88).

326

10. Красноречивый (вавадука)

Кришна красноречив: Он выражается содержательно и изящно. Его речь обходительна, добра, восхитительна и приятна. После того как Кришна вежливо убедил Махараджу Нанду прекратить ягью Индре, одна гопи заметила: «Кришна разговаривал со Своим отцом так учтиво и ласково, будто вливал нектар в уши всем, кто присутствовал при этом. Разве, услышав такие сладостные речи, можно остаться к Нему равнодушным?» (Н. п., гл. 21)

Уддхава так описывает речь Кришны: «Слова Кришны настолько притягательны, что способны в один миг изменить сердце даже недруга. Его слова могут немедленно разрешить любые в мире вопросы и трудности. Он немногословен, но каждое слово, слетающее с Его уст, исполнено глубочайшего смысла. Воистину, речи Кришны бесконечно радуют мое сердце» (Н. п., 21).

Голос Кришны вечно звучит на страницах «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам». В любое время и в любом месте преданные могут читать эти бессмертные священные писания, и сладкий нектар убедительных слов Кришны будет насыщать их сердца и мысли.

11. Высокообразованный (супандита)

Знание (видъя-шакти) - одна из бесчисленных энергий, которые вечно служат Кришне. Только Кришна вправе называть себя всеведущим, всезнающим. Он - подлинный источник любого знания, существующего во вселенной. Брахма, изначальный знаток всего (ади-кави), получил знание и просветление от Кришны, «самодовлеющего философа, который с незапамятных времен удовлетворяет желания каждого».

Кришна не нуждается в каком-либо образовании. Тем не менее, играя роль обычного человека, Он ходил в гурукулу Сандипани

327

Муни. Всего за шестьдесят четыре дня Кришна овладел всеми необходимыми науками и искусствами. Кришна проявил такую незаурядную память, что сходу осваивал любой предмет.

Сиддхи молились Кришне: «Дорогой Господь Говинда, богиню знания украшают четырнадцать совершенств, которые приносит образование. Ее разум способен проникнуть во все уголки четырех разделов Вед. Ее внимание всегда сосредоточено на сводах законов, данных такими великими мудрецами, как Ману. А облачена она в шесть видов особого знания: свидетельства Вед, грамматику, астрологию, риторику, лексику и логику. Ее неразлучные друзья - дополнения к Ведам (Пураны), а завершает ее убранство высшая истина, венец всего образования. И теперь у нее появилась возможность служить Тебе, сидя рядом с Тобой на занятиях» (Н. п., гл. 21).

Высокообразованным считается тот, кто постиг различные разделы знания и строго придерживается моральных норм. С кем бы ни общался Кришна, Он всегда вел Себя подобающе.

12. Очень разумный (буддхиман)

У Кришны острый и проницательный разум. Рупа Госвами говорит, что разумного человека отличает крепкая память и осмотрительность. Как говорится, «без осмотрительности нет и доблести». Играя роль идеального царя в Матхуре и Двараке, Кришна проявлял осмотрительность при многих обстоятельствах. Так, Кришна обхитрил демонического царя Калаявану из касты неприкасаемых, заманив его в пещеру к Мучукунде, который испепелил его взглядом. Другой пример осмотрительности можно наблюдать, когда Кришна перевез всех членов Своего рода из Матхуры в Двараку, чтобы избежать нападения демона Джарасандхи.

В «Бхагавад-гите» (7.10) Кришна говорит: буддхир буддхи-матам асми - «Я - разум разумных». Преданные верят в то, что

328

Кришна - изначальный источник разума, и потому молятся Господу, прося наделить их разумом и проницательностью, которые помогут им продвигаться по пути сознания Кришны. Далее в «Бхагавад-гите» (10.10) Кришна обещает давать разум Своим любящим слугам: бхаджата прити-пурвакам, дадами буддхи-йога

Навигация:

Страница 90
Страница 89
-- Страница 88 --
Страница 87
Страница 86