Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 90 ------

Искусство повторения Святого Имени - Страница 90

огромную благодарность. Когда преданный умирает, Кришна помнит его и из благодарности забирает его домой, обратно к Богу. Кришна никогда не забывает служения, совершенного преданным, будь то построенный им

332

величественный храм для поклонения Кришне, либо однажды произнесенное святое имя «Нараяна».

«Маха-мантра - Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе - это также обращение к Господу и Его энергии. Можно представить себе, насколько Верховный Господь обязан тому, кто постоянно взывает к Нему и Его энергии. Господь никогда не сможет забыть такого преданного. В приведенном выше стихе ясно говорится, что любой, кто взывает к Господу, тотчас обращает на себя Его внимание, делая Его своим вечным должником» (Н. п., гл. 21).

Подобно тому как Кришна испытывает благодарность к Своим слугам, преданный всегда должен быть благодарным Верховному Господу и всем, кто желает преданному добра - духовным учителям и наставникам, которые помогают ему продвигаться по духовному пути. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит о том, насколько велика благодарность преданного: «Даже если преданный служит Кришне в течение тысячи сотворений вселенной, он не чувствует, что отплатил свой долг Господу за полученную возможность служить Его лотосным стопам».

18. Решительный (судридха-врата)

Решительным называют того, кто соблюдает данные им обеты и на деле выполняет все свои обещания. Кришна доказал, что держит обещания, когда принес Своей царице Сатьябхаме небесный цветок париджату, когда спас Драупади и когда защитил Ар-джуну в битве на Курукшетре.

В «Бхагавад-гите» (9.31) Кришна заявляет: «Мой преданный никогда не погибнет». Кришна подтвердил это, подняв холм Говард-хану, чтобы защитить враджа-васи от гнева Индры. С твердой верой в обещания Кришны искренний преданный прилежно держит и свои обещания - следовать четырем регулирующим принципам

333

и каждый день повторять шестнадцать кругов джапы. Так преданный проявляет свою решимость в служении Господу.

19. Опытный знаток того, как поступать

в тех или иных обстоятельствах, месте и времени (деша-кала-супатра-гья)

Кришна в совершенстве знает, как учитывать время, место и обстоятельства. Чтобы предотвратить вспышку ревности в сердцах гопи, Кришна отдал роскошный драгоценный камень со шлема Шанкхачуды Своему старшему брату. Баларама догадался, что Кришна намеревался подарить эту драгоценность Радхике, поэтому позже Он передал Ей камень через посредников. Кришна всегда поступает таким образом, чтобы увеличивать Свое собственное наслаждение и наслаждение Своих преданных.

В другой раз Кришна показал Свое умение использовать время и место, когда танцевал с самыми прекрасными девушками во вселенной - с гопи, в лучшем месте во вселенной - во Вриндаване и в самое очаровательное время - осенней ночью в полнолуние.

Однажды в Навадвипе Гаурасундара, переполненный врад-жа-премой, в безумии начал выкрикивать: Гопи! Гопи! Гопи! Ученики, которые обучались у Господа санскриту, не поняли причины восторженного состояния Гауранги и поэтому стали оскорблять Его. Для того чтобы спасти их от ужасных последствий апа-радхи, Господь Гауранга покинул Навадвипу и принял саннъясу. Так Господь проявил Свое умение вести Себя сообразно обстоятельствам и времени.

Для того чтобы поступить совершенным образом во благо всем, Шри Кришна вначале тщательно оценивает каждого человека, место, время и обстоятельства. Шрила Прабхупада тоже всегда учил нас с осторожностью учитывать место, время и обстоятельства (деша, кала, патра), прежде чем принимать какие-либо решения или начинать новое дело. А чтобы научиться различать,

334

как вести себя с теми или иными людьми в разных местах и в разное время, надо всегда применять золотое правило бхакти: принимать все, что делает Кришну счастливым, и отвергать все, что идет вразрез с этим.

20. Видит все в свете священных писаний

(шастра-чакшу)

В«Бхагавад-гите» (15.15) Шри Кришна утверждает, что Он составил Веды, Он знает Веды и что познать Его можно благодаря Ведам (ведаиш ча сарваир ахам эва ведйо). Хотя Кришна - всеведущий Верховный Господь и ясно видит прошлое, настоящее и будущее, тем не менее Он ссылается на Веды, чтобы показать людям в целом, насколько высок авторитет шастр.

Когда Кришне было всего семь лет, Он убеждал Своего отца, Махараджу Нанду, прекратить жертвоприношение Индре, в соответствии с философией карма-мимамсы. После того как посреди ночи Кришна сладкозвучной игрой на флейте завлек враджа-гопи в дремучую лесную чащу, Он привел выдержки из дхарма-шастпр по поводу патни-дхармы, чтобы вдохновить девушек вернуться домой к своим мужьям.

Спустя много лет, на поле битвы Курукшетра, Кришна цитировал «Веданта-сутру», когда давал Арджуне наставления о его истинных обязанностях. А придя в этот мир как Шри Чайтанья Ма-хапрабху, Он вместе со Своими спутниками находил неизменное удовольствие в различных шлоках из Вед и постоянно цитировал их в проповеди.

Веды были составлены Кришной в Его облике Вьясадевы, и потому они неотличны от Кришны. Есть «Бхагавата» как литературный образ Кришны, а есть Бхагавата как личность - Сам Шри Кришна.

Если смотреть на мир только с помощью материальных глаз, невозможно увидеть, что же находится за пределами круговорота

335

рождений и смертей. По-настоящему видеть - значит видеть мир в свете Вед. Тому, кто хочет узреть истину и познать себя, Кришна дает два глаза: один глаз - это шастры (шастра-чакшу), а другой - гуру (гуру-чакшу). С помощью этих двух глаз любая обусловленная душа, ослепленная призраками материальных желаний, сможет видеть во тьме невежества и достичь

Навигация:

Страница 92
Страница 91
-- Страница 90 --
Страница 89
Страница 88