Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 12 ------

Мукунда Госвами, Кремо М., - Божественная природа - Страница 12

Прабхупада рассказал своим ученикам, как можно сберечь деревья: «Бумагу нужно

делать из травы, хлопка, из многих других видов волокон. Древесина вам для этого ни к чему... Можно переработать в бумагу бумажные отходы, которые в вашей стране просто выбрасывают. Собирайте эту использованную бумагу и перерабатывайте». Стоит отметить, что эти слова были сказаны задолго до того, как вторичная переработка бумаги получила признание и широкое распространение в мире.

Кому-то бережливость Шрилы Прабхупады может показаться привычкой, естественной для выходца из Индии, страны во многих отношениях бедной. Однако за ней стояло нечто большее, чем индийская нищета, — Шрила Прабхупада смотрел на окружающий мир со всеми его ресурсами как на энергию Бога, которую недопустимо — особенно людям, стремящимся жить духовными ценностями, — тратить впустую или использовать не по назначению.

В конечном счете, только широкое распространение подлинно духовного мировоззрения и духовных ценностей способно заставить человечество коренным образом изменить свое отношение к окружающему миру и тем самым положить конец экологическому кризису. Разумеется, установка во дворе дома отдельных мусорных контейнеров для стеклянных бутылок и алюминиевых банок тоже может вызвать у обывателя мимолетную приятную мысль о сопричастности борьбе за чистоту окружающей среды. Но таких бытовых полумер для настоящего решения проблемы явно не достаточно. Напротив, как ни парадоксально, именно они могут стать основным препятствием на пути истинного преодоления экологического кризиса, создавая у людей иллюзию того, что они делают для планеты уже более чем достаточно.

Материальные решения (коллективные)

Разумеется, борьба за экологию не ограничивается усилиями одиночек. Огромное количество организаций, больших и малых, ставят перед собой ту же цель — найти выход из глобального экологического кризиса.

Например, группа родителей, озабоченных здоровьем своих детей, может выйти на демонстрацию против размещения в их районе свалки токсичных отходов. Некоторые считают, что именно такие локальные «народные» акции — наиболее эффективный вид борьбы за чистоту окружающей среды. Так,

в 1991 году последователи Общества сознания Кришны в Польше организовали «народное» движение — запретить открытие экологически опасного доломитового карьера — и добились успеха (см. «Они думают о будущем», с. 46). Однако на каждый случай победы таких «экологических народных дружин» приходится несколько десятков поражений в борьбе с противостоящими им силами. Кроме того, успех местных экологических движений оказывает очень незначительное влияние на общую картину. Ведь даже если демонстрация протеста, направленного против организации свалки ядовитых отходов, увенчается успехом в селении А, ту же самую свалку все равно устроят в селении Б. Кроме того, сами демонстранты на деле становятся косвенными пособниками фабрик-производителей токсичных отходов, покупая их продукцию и тем самым финансируя их существование. И, наконец, ослепленные ажиотажем экологической борьбы местного масштаба, мы можем забыть о необходимости радикального духовного оздоровления всего общества. Выиграв сражение, мы проиграем войну.

Более крупные экологические организации замахиваются на акции государственного и даже мирового масштаба, такие как Всемирный День Земли. Кроме того, они лоббируют в местных, областных и государственных органах власти законы и другие меры, направленные на решение экологических проблем. Однако для многих очевидна, в конечном счете, неэффективность такого подхода, получившего название «экологии реформ». Несмотря на определенную пользу, он не решает проблему загрязнения окружающей среды как таковую, поскольку не оказывает значительного влияния на сам механизм индустриального общества. К тому же попытка добиться цели путем лоббирования может быть сведена на нет встречными действиями заинтересованных в прибыли производителей. Разумнее было бы стремиться ко всеобщему возрождению духовности, ибо за глубоким духовным преображением сердца и коренным пересмотром ценностей экологические реформы последуют почти автоматически, как побочный продукт.

Международное общество сознания Кришны, миролюбивое неправительственное объединение, может существенно способствовать такого рода переменам, на государственном

и мировом уровнях. В 1966 году Шрила Прабхупада включил в устав ИСККОН пункт, отражающий далеко идущие цели Движения, в том числе: «Объединить членов общества в единую семью и научить их более простому и естественному образу жизни».

Тем не менее, активным политическим действиям Шрила Прабхупада предпочитал создание самодостаточных сельскохозяйственных общин, как явствует из его письма ученику от 1975 года: «И тогда закроются все промышленные предприятия. Не нужно никого агитировать — люди сами не захотят больше так жить». Кроме сельских поселений, Шрила Прабхупада предсказывал появление небольших утопающих в зелени городов, столь непохожих на непригодные к жизни мегаполисы и их пригороды дня сегодняшнего. Человек стремится к безопасному и комфортному существованию. Люди просвещенные, знакомые с иным образом жизни, смогут сделать правильный выбор. И это, в конечном итоге, принесет окружающей среде больше блага, чем разрозненные кампании по борьбе с вредными промышленными выбросами.

Многие экологические проблемы, скажем, глобальное потепление, приняли такой размах, что их нельзя решить даже на правительственном уровне. Требуются координированные усилия многих, а точнее — всех стран. По этой причине ООН уделяет экологии и смежным вопросам — например, поддержанию стабильного экономического роста — все больше внимания. Предложения раздаются самые разные: от включения экологических проблем в сферу компетенции Совета безопасности до идеи создания сходного по полномочиям Экологического совета.3

Бытует мнение, что вмешательство ООН подвигнет правительства разных стран на сотрудничество во имя борьбы с нависшей над планетой опасностью. Но на деле — и тому есть конкретные примеры

Навигация:

Страница 14
Страница 13
-- Страница 12 --
Страница 11
Страница 10