Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 2 ------

Мукунда Госвами, Кремо М., - Божественная природа - Страница 2

слова „Божественная природа" следовало бы писать слитно, ибо между природой и божественностью нет пробелов».

Д-р Майкл У. Фокс, вице-президент Общества защиты животных США, Вашингтон

«„Божественная природа" стала для меня настоящим откровением и вдохновением... Назрела необходимость коренного и всеобъемлющего пересмотра ценностей, которыми руководствуется мировое сообщество. И „Божественная природа" приводит веские аргументы в пользу такого пересмотра».

Ян Робертс, директор проекта «Экологический город», Лестер, Великобритания

«Экологический кризис — лишь отражение глубокого духовного кризиса в наших сердцах. „Божественная природа" побуждает пристальнее заглянуть в самих себя и приступить к процессу внутреннего исцеления, ибо только так мы сможем исцелить окружающий мир».

Хейли Милс, актриса, Великобритания

«„Божественная природа" лучится мягким и чистым светом. Ее авторы делятся новым взглядом на нас самих и окружающий мир и предлагают пути выхода из тупика глобальной экологической катастрофы. Опираясь на мудрость веков, они открывают нам сокровенный кладезь духовности, который может оживить и преобразить цивилизацию, зашедшую по неверному пути уже слишком далеко».

Крисси Хайнд, певица, Великобритания

ПРЕДИСЛОВИЕ

Когда мне предложили написать предисловие к «Божественной природе», я, признаюсь, невольно оробел. Почему? Да потому, что ее авторы целиком посвятили свою жизнь духовности, в то время как я поглощен коммерцией и поиском выгоды. К счастью, ко мне вовремя пришла спасительная мысль о том, что, как архитектор и дизайнер, я и сам ощущаю несомненное вмешательство Божественного в тонкие сферы моей профессии и что именно в Природе, или, как я ее называю, «творческой вселенной», мы находим поистине неисчерпаемый источник идей и вдохновения.

Меня уже не первый раз просят описать возможный сценарий развития взаимоотношений между человеком и Природой в условиях современного индустриального общества. В 1992 году в мою фирму обратились муниципальные власти города Ганновера (Германия) с предложением подготовить дизайнерское решение Всемирной ярмарки-2000. Но из всех принципов, лежащих в основе любого дизайна, я, вслед за многочисленными коллегами из разных стран мира, считаю самым важным следующий: «Соотношение материи и духа должно быть гармоничным». Мы, дизайнеры, утверждаем, что именно из него проистекают все остальные принципы и что в соблюдении этого главного принципа кроется источник нашего счастья, человечности, а также нашей... ответственности.

Мне кажется, что сам по себе дизайн отражает мировосприятие человека. С этой точки зрения, если бы кому-то сегодня пришло в голову смоделировать современный индустриальный мир на чистом листе бумаги и посмотреть на него непредвзято, со стороны, мы бы ужаснулись его чудовищной противоестественности. Ведь разве можно назвать человечным и разумным проект, предлагающий создание системы, которая ежегодно отравляет воздух, почву и воду вашей планеты миллионами тонн высокотоксичных отходов? Проект, который настолько загрязняет атмосферу Земли, что его же

9

собственные создатели вынуждены пользоваться на полуденных прогулках противогазами и фонарями? Проект, который вместо использования энергии Солнца, щедро заливающей поверхность Земли, предлагает добывать энергию из ее недр в виде ископаемых — причем настолько ядовитых, что, не будь они надежно погребены под земной толщей, наша планета давно превратилась бы в мертвую пустыню? Проект, который затем предписывает вам жечь эти смертоносные ископаемые, мостить ими улицы и перерабатывать их в вещества, способные в считанные годы отравить биосистему планеты настолько, что некоторые виды жизни теряют способность к воспроизводству? Как можно в здравом рассудке решиться, к примеру, на массовую вырубку лесов на одной стороне земного шара, зная, что это приведет к вымиранию целой народности на другой? Вывод совершенно однозначен — проекту явно недостает не только этики, но и элементарного здравого смысла. И тем не менее перечисленные выше кошмары — не плод воспаленного воображения фантаста, но жестокая реальность наших дней, «подаренная» нам современной промышленностью.

Поэтому, если мы действительно хотим направить нашу цивилизацию по пути этичного и разумного подхода к Природе, нам не обойтись без поиска более безопасного проекта, разрабатывая который мы нашли бы применение своим буйным творческим способностям. Именно этот вопрос и проходит красной нитью через «Божественную природу»: «В чем состоит истинная гармония человека с Природой? И как ее достичь?»

Мне, как дизайнеру, совершенно очевидно, что нам следует использовать принципы организации самой природы, а не идти с ними вразрез. Ведь в природе, например, вообще не возникает вопроса об утилизации отходов: продукты жизнедеятельности одних проста служат пищей другим. Все движется циклично, от колыбели к колыбели (а не от колыбели к могиле, как пророчат идеологи современного индустриального прогресса). В отличие от нас, Природа действует по принципу «жить настоящим» — Она не заимствует энергию из прошлого, не истощает свой «основной капитал» и не живет в долг. При всей сложности, Природа представляет собой филигранно стройную и эффективную систему синтеза и взаи-

мообмена питательных веществ, причем настолько экономичную, что все наши передовые промышленные технологии на ее фоне выглядят весьма блекло. Кроме того, Природа не терпит однообразия — мельчайшая деталь в ней уникальна, непохожа на все остальные, и в то же время идеально соответствует занимаемому месту.

Видимо, необходимость биологического разнообразия — ради сохранения жизни на земле — становится очевидной и для современных политиков, ученых и предпринимателей, которые постепенно осознают бесконечную сложность самих биосистем, а также их взаимосвязи и взаимозависимости. Но, понимая, что, в конечном счете, в природном равновесии нет лишних или

Навигация:

Страница 4
Страница 3
-- Страница 2 --
Страница 1
Страница 32