Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 3 ------

Мукунда Госвами, Кремо М., - Божественная природа - Страница 3

изолированных звеньев, они с ужасом осознают также и тяжесть расплаты за его нарушение. При этом одни видят в экологическом кризисе смертельную опасность для всего человечества, а другие — досадные убытки для собственного кармана. Так, мне недавно рассказали, как один известный натуралист попал на прием к главе аппарата президента США и попытался объяснить тому значение готовящегося Международного соглашения по защите биологического разнообразия. Политик с инженерным образованием ответил: «Если я правильно понял, вы говорите о необходимости принятия во всех странах Соглашения по охране редких и вымирающих видов жизни. Но ведь осуществление этого проекта обойдется нам безумно дорого?» Ученый возразил: «Нет, безумно дорого нам обойдется его дальнейшее оттягивание». Как тут не вспомнить Эйнштейна, который заметил, что нет таких проблем, которые можно было бы решить посредством породившего их сознания.

Поэтому мы остро нуждаемся в изменении стереотипов сознания — по-настоящему глубоком, взвешенном и опирающемся на мудрость веков. А для этого, как объясняет «Божественная природа», придется смиренно признать, что наши предки задолго до нас рассматривали и успешно решали многие из терзающих современное общество вопросов.

При решении современных проблем технологическая мысль снова и снова прибегает к линейному подходу, забывая, что в свое время именно линейный подход и привел к их возникновению. Вот лишь один пример. Целый ряд научных центров мира работает над проектом по воспроизведению

энергетической биомассы. Предлагается специально выращивать траву или деревья, чтобы затем сжигать их в топках тепло- или электростанций. Но хотя разработчики гордо называют этот проект «СO2 -нейтральным», подразумевая, что при сжигании растительной массы в атмосферу попадает ровно столько углекислого газа, сколько было поглощено ею за время ее жизни, они попадают в ловушку линейного мышления, потому что не принимают в расчет никаких других факторов, кроме солнечного света. На самом деле, круговорота питательных веществ и влаги при такой системе не происходит, почва истощается, что, в свою очередь, может привести к снижению уровня биологического разнообразия. Процесс сжигания биомассы рассматривают как превращение углеводов в углеводороды, а воду — просто как соединение химических элементов Н2O, а не как неотъемлемую часть огромной биосистемы. Поскольку вместе с дымом и сажей в атмосферу улетучиваются многие минеральные вещества, для поддержания удельной энергоотдачи почвы в нее придется регулярно вносить горы минеральных удобрений. По сути, такая энергетическая стратегия — исполинский костер для кипячения воды, подходящий разве что для жителей лесного племени, где много дров и мало людей. Но наша планета, напротив, переживает катастрофическое сокращение площади лесных массивов на фоне стремительного роста населения. Поэтому в условиях демографического взрыва крах нынешней системы энергетики, основанной на сжигании биомассы или ископаемого топлива, — лишь вопрос времени.

Мне довелось участвовать в проектировании поселений, как будто сошедших со страниц этой книги. Их жители могли бы эффективно и даже с изяществом утилизировать солнечную энергию в самых разных ее формах: в виде пищи, низкотемпературных нагревательных систем, продуктов животноводства и систем биопереработки навоза и органических остатков в горючий биогаз, поступающий в кухонные плиты. При этом органические и минеральные вещества снова возвращаются в почву, поддерживая бесконечный цикл потребления и восстановления. Преимущества этой модели очевидны: ничто не теряется безвозвратно, ничто не превращается в бесполезные отходы и ничего не нужно перевозить за тридевять земель. И если мы действительно хотим построить жизнь

человечества на основе принципов этики и разума, подобная модель заслуживает нашего внимания в первую очередь.

Мы, дизайнеры, призваны постоянно помнить об этом идеале — создаем ли мы вещь, проектируем ли здание или целый город. Если речь идет о продукте массового потребления, мы хотим, чтобы в конце срока службы его можно было бы безопасно утилизировать или полностью переработать на питаемой энергией солнца фабрике во что-нибудь столь же полезное. В то же время в рамках таких «индустриальных экосистем» мы разрабатываем концепции промышленных предприятий с нулевой эмиссией (воздействием на окружающую среду). В сущности, мы замышляем новую индустриальную революцию, которая привела бы к возникновению экономической структуры, состоящей из множества мелких предприятий местного значения, объединенных в единую сеть, но остающихся самодостаточными; структуры, во главу угла которой было бы поставлено не только всеобщее экономическое процветание, но и всеобщее экологическое благополучие; наконец, структуры, продуктивность которой определялась бы не тем, сколько природных ресурсов тратит на себя горстка людей, а тем, сколько людей обходятся горсткой природных ресурсов.

Обосновавшись в Шарлоттсвиле (штат Виргиния, США), я часто думаю о Томасе Джефферсоне, поскольку именно он спроектировал дом, в котором живет теперь моя семья. Несомненно, для него проектирование было синонимом мировоззрения. В своей «Декларации независимости» он писал о праве каждого на жизнь, свободу и счастье, избавленные от страха любых форм тирании. Не сомневаюсь, что, живи г-н Джефферсон в наше время, он назвал бы свой исторический документ «Декларацией взаимозависимости» и в понятие «форм тирании» включил бы загрязнение воздуха, воды и почвы. В 1789 г. он писал Джеймсу Медисону: «Земля принадлежит живым. И потому ни у кого нет права перекладывать свои долги на плечи потомков или землю, на которой живешь. Иначе можно было бы за одну жизнь исчерпать принадлежащее нескольким грядущим поколениям,

Навигация:

Страница 5
Страница 4
-- Страница 3 --
Страница 2
Страница 1