Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 20 ------

Мукунда Госвами, Кремо М., - Божественная природа - Страница 20

следующее: «Наука убедила Запад в важности причинных связей физического мира. Мы верим, что каждое физическое действие имеет причину и влечет за собой определенные последствия. Индия распространила эту концепцию всеобщей причинно-следственной связи на человеческую мораль и духовную жизнь».5 Мир движется к экологической катастрофе, и карма играет в этом не последнюю роль. Она порождается, в частности, неоправданным убийством животных.

Карма и мясо

На земле ежедневно убивают миллионы животных. Люди отказывают им в наличии сознания и праве прожить отпущенный природой срок.

К несчастью, многие ученые и философы отрицают сознание даже в человеке, что уж говорить о животных. И даже те, кто признает сознание в людях, склонны считать животных роботоподобными биологическими механизмами.

Но с такой постановкой вопроса согласны не все. Так, издательство Гарвардского университета опубликовало книгу Дональда Гриффина «Ум животных». Автор утверждает: «Согласен, логически опровергнуть тезис о том, что все животные — бездушные роботы, сложно, но этой неприятной дилеммы можно избежать, применив к животным тот же критерий разумной вероятности, который позволяет нам принять существование сознания в других людях».6

Как мы уже убедились, научные исследования состояний клинической смерти свидетельствуют о том, что сознание человека способно действовать вне механизма физического тела. А это опровергает теорию которая гласит, что сознание суть функция мозга, проявляющаяся на определенном этапе его развития. Как ранее упоминалось, на санскрите субстанция сознания называется атмой, или душой. Если душа есть у человека, разумно допустить, что она есть и у животных. Поэтому убить животное так же преступно, как совершить убийство человека.

Но когда животных уничтожают миллионами, речь идет уже не просто о чувстве вины. Такое убийство влечет кармические последствия, в том числе ухудшение экологической обстановки. Поэтому ахимса, ненасилие, которому учат многие традиции Востока, могла бы благоприятно сказаться на состоянии окружающей среды.

Карма и численность населения

Согласно Мальтусу и его современным почитателям, рост населения почти всегда приводит к нехватке продовольствия. Но ведические тексты Индии учат, что Земля способна удовлетворить все жизненные потребности, голод же обусловлен не перенаселенностью, а отрицательной кармой, созданной неразумной деятельностью человека.

Экология открыла нам глаза на тесную взаимосвязь живых организмов и природных ресурсов. Равновесие между ними легко нарушить, и пример тому — кислотные дожди. Ученый Джим Лавлок, проводивший исследование по запросу Американского космического агентства НАСА, пришел к выводу, что «живые существа, воздух, океаны и суша — это сложная система, единый организм, способный поддерживать нашу планету в пригодном для жизни состоянии».7 Он назвал свою гипотезу принципом Геи, в честь греческой богини Земли.

Лавлок пишет: «Люди издревле считали Землю одушевленным существом, называли Матерью. Греки, скажем, дали ей имя Гея. Такие представления характерны для многих религий».8 Действительно, ведические писания Индии утверждают, что Земля — это видимая форма богини Бхуми, которая регулирует свое плодородие в зависимости от духовного уровня человека.

«Поэтому, — объясняет Шрила Прабхупада, — даже тогда, когда население Земли сильно увеличивается, но живущие на Земле люди обладают сознанием Бога и не грешат, такое бремя является для нее источником наслаждения».9 Если люди обладают сознанием Бога, то Земля сможет всех их прокормить.

Основательница современного движения за контроль рождаемости Маргарет Сэнджер (1879-1966) полагала, что «женщины должны вырваться из пут биологического рабства, и проще всего это осуществить, регулируя рождаемость».10 Веды, однако, утверждают, что все мы, как женщины, так и мужчины, попали в круговорот рождения и смерти, что также является формой «биологического рабства».

По природе мы вечные (нерожденные и бессмертные) духовные существа, но сейчас заключены в материальные тела и потому страдаем и испытываем на себе разрушительное влияние времени. Другими словами, мы вовлечены в реинкарнацию, повторяющееся переселение души из одного материального тела в другое. Так что, на самом деле, «контролировать рождаемость» — значит разорвать цикл перевоплощений.

Но закон кармы гласит, что человек, приветствующий программу ограничения рождаемости, в частности аборты, неминуемо попадет после смерти в новое материальное тело.

ЭКОЛОГИЯ И КАРМА I

Шрила Прабхупада предупреждает: «В следующей жизни [они] понесут не менее суровое наказание: их самих убьют во чреве матери».11 А душа, не сумевшая вследствие аборта или контрацепции появиться на свет, все равно войдет в какое-нибудь тело. Таким образом, контроль над рождаемостью на деле не может предотвратить ничье рождение. И если мы хотим избавить родителей и детей от мук повторяющихся рождения и смерти, материальных мер мало — необходимо развивать духовное сознание, которое приведет к духовному контролю над рождаемостью.

Такой духовный контроль принимает две формы: целибат и брак, основанный на духовных ценностях и допускающий половые отношения исключительно ради зачатия детей. Для большинства людей пожизненное воздержание неприемлемо. Им можно посоветовать создавать семью и вступать в половые отношения только при желании иметь ребенка.

Неверно было бы думать, что девиз этой системы «меньше секса — меньше людей». Скорее — «правильный секс — благочестивые люди», будь их много или мало. В связи с этим Мальтус сделал любопытное замечание: «Я никогда не рассматривал рост населения как зло, кроме тех случаев, когда он влечет за собой увеличение нужды и страданий».12

Если люди наделены хорошими качествами, они смогут жить в мире друг с другом, много их или мало, и, с Божьего благословения, получат от

Навигация:

Страница 22
Страница 21
-- Страница 20 --
Страница 19
Страница 18