Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 19 ------

Мукунда Госвами, Кремо М., - Божественная природа - Страница 19

о прошлых жизнях Стивенсон сосредоточился прежде всего на рассказах детей, справедливо полагая, что они менее склонны к фальсификации, да и не имеют для этого достаточных средств. Профессор неоднок-

ратно убеждался в правдивости таких воспоминаний. Подчас ребенок рассказывал очень многое: где он жил, с кем общался, как выглядел.5

По данным Стивенсона, с 1983 года было зафиксировано 2500 случаев, когда люди вспоминали предыдущее рождение. Из них исследовательской группой Стивенсона изучены 881 и подтверждены 546. Другими словами, достоверными оказались 62% воспоминаний. Многие из этих последних приведены Стивенсоном в его четырехтомнике «Случаи реинкарнации», который был напечатан издательством «Юниверсити Пресс» в Виргинии.

Среди других ученых, проводивших похожие исследования, — доктор Питер Рамстер, психолог из университета в Сиднее (Австралия). Он изучал рассказы взрослых, которые вспоминали прошлую жизнь под гипнозом. В сопровождении независимых наблюдателей он привозил некоторых участников туда, где, по их словам, прошла их прошлая жизнь, и на месте убеждался в достоверности таких рассказов вплоть до мельчайших деталей.

Кроме описания прошлых жизней, Рамстер и Стивенсон встречались с явлением ксеноглоссии (спонтанного проявления под гипнозом знаний иностранного языка). Так, Стивенсон сообщает об американской домохозяйке, которая в состоянии гипноза бегло заговорила на старошведском диалекте, хотя за всю жизнь ни разу с этим языком не сталкивалась.6 Подобные факты дают основание предположить, что сознающее «я» могло прежде находиться в другом физическом теле и сохранило полученные в прошлой жизни навыки.

Но сегодня, под влиянием материалистической науки, отрицающей существование нематериального сознающего «я», люди склонны отождествлять себя исключительно с телом и умом и использовать материю для получения все новых чувственных удовольствий. Основанная на такой эксплуатации природы урбанистическая цивилизация наших дней и породила беспрецедентный по своим масштабам экологический кризис.

Из «Бхагавад-гиты» и других ведических писаний мы узнаем о том, что «я» живого существа отлично от физического тела. Но чтобы это знание не осталось сухой теорией, нужно заниматься йогой и медитацией (например, повторением мантры Харе Кришна). Это позволяет непосредственно ощу-

тить присутствие в теле сознающего «я». В «Науке самоосознания» Шрила Прабхупада по этому поводу говорит: «Если человек повторяет мантру Харе Кришна, он осознает, что не является материальным телом: „Я не принадлежу этому материальному телу или материальному миру. Я — душа, неотъемлемая духовная часть Всевышнего"».7

Таким образом, именно понимание различий между нашей временной материальной и истинной духовной природой — ключ к решению экологических проблем. Поэтому, чтобы не погубить планету, человек должен постичь науку о сознании, частью которой является знание о душе.

6

ЭКОЛОГИЯ И КАРМА

«Из квантовой теории следует, что, помимо законов физики и химии, необходимо учитывать законы совсем иного свойства»(1).

Нильс Бор,

лауреат Нобелевской премии в области физики

М

ногие воспринимают экологическую проблему в чисто техническом ракурсе и ищут технических решений. Кое-кто признает этическую сторону вопроса. Но даже такие люди предлагают весьма поверхностные способы выхода из кризиса. Например, мобилизовать общественное мнение на борьбу с поведением, наносящим явный ущерб природе. На самом же деле требуется гораздо более глубокое понимание стоящих перед нами задач.

Согласно ведическим писаниям, помимо законов, известных современной науке, в мире действуют законы высшего порядка. Они управляют взаимоотношениями живых существ и обобщенно называются кармой. Веды описывают карму как цепочку действий и их последствий. Например, если человек без нужды причиняет кому-то страдания, впоследствии он тоже будет страдать. Эти страдания приходят в самом разном обличий, в том числе как экологический кризис. Тут можно возразить, что загрязнение окружающей среды обусловлено повседневной деятельностью человека. Но объясните, почему, даже зная о последствиях, люди продолжают вести себя экологически безграмотно? Один из возможных ответов на этот вопрос — карма.

75

«Карма7. Тогда, — скажет кто-то, — докажите средствами науки, что этот закон существует». Что ж, логичнее всего искать доказательства у тех, кто изучает феномен сознания.

Например, у лауреата Нобелевской премии, занимающегося исследованием мозга, Роджера Сперри. Он считает, что ученым пора расширить понимание причинно-следственных связей: «Мы должны признать существование... разных уровней и типов причинности, включая категории высшего порядка, такие как сила мысли и жизненная сила, то есть то, что материалистическая наука неизменно отвергает». Сперри говорит о «последовательности сознательных или подсознательных процессов, имеющих свои высшие законы и динамику».2

В своем убеждении относительно необходимости рассматривать сознание в свете высших законов Сперри не одинок. Его поддерживает другой нобелевский лауреат, датский физик-атомщик Нильс Бор: «Каждый знает о существовании сознания, хотя бы потому, что оно есть у нас самих. Таким образом, сознание должно быть частью природы, или, в более широком смысле, реальности. Из квантовой теории следует, что, помимо законов физики и химии, необходимо учитывать законы совсем иного свойства».3

В том же духе высказывается и физик Дэвид Бом: «Нужно всегда иметь в виду, что у окружающего мира может быть неограниченное количество еще не открытых нами особенностей, качеств, систем, уровней и т.д., к которым приложимы неизвестные нам законы».4

Одним из примеров таких «неизвестных нам» законов служит закон кармы, неотъемлемая часть ведической философии Индии. Хотя Сперри, Бор и Бом не имели в виду собственно закон кармы, в общих чертах их слова с ним согласуются. Бывший профессор философии Массачусетского технологического института (США) Хастон Смит сказал о карме

Навигация:

Страница 21
Страница 20
-- Страница 19 --
Страница 18
Страница 17