Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 18 ------

Мукунда Госвами, Кремо М., - Божественная природа - Страница 18

присутствии души в теле, так же как солнечный свет свидетельствует о присутствии солнца. Пока душа находится в теле, все тело озарено сознанием, но стоит ей покинуть тело, как сознание исчезает. Любой разумный человек легко поймет это. Следовательно, сознание не является порождением материи. Оно — неотъемлемое свойство живого существа».

Нематериальную природу сознания понимал знаменитый британский ученый девятнадцатого столетия Томас Хаксли: «Материализм основан на том утверждении, что во вселенной нет ничего, кроме материи и силы, и что все природные феномены сводятся к этим двум примитивным факторам... Но для меня ясно как день, что во вселенной есть нечто третье — сознание, которое не относится ни к материи, ни к силе, ни к их всевозможным проявлениям».2

«Гита» (2.20, 2.17) подробно объясняет природу нематериальной частицы, наделяющей материальное тело признаками жизни: «Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело... То, чем пронизано материальное тело, неразрушимо. Никто не может уничтожить бессмертную душу».

В санскрите для обозначения души часто используют слово атма,что буквально переводится как «я». «Гита» (2.23-24) продолжает описывать свойства атмы: «Душу нельзя расчленить никаким оружием, сжечь огнем, намочить водой или иссушить ветром. Эту индивидуальную душу нельзя разбить на куски, растворить, сжечь или иссушить. Неизменная, неподвижная и вечная, она пребывает повсюду и всегда сохраняет свои свойства».

Шрила Прабхупада разъясняет: «Таким образом, индивидуальная душа представляет собой духовный атом, который меньше материального, и таким атомам нет числа. Эта кро-

шечная духовная искра является движущей силой материального тела, и ее влияние распространяется на все тело, подобно тому как действие лекарственного препарата распространяет-ся на весь организм. Влияние вечной души ощущается в каждой точке тела — оно проявляется как сознание. Наличие сознания доказывает присутствие души в теле. Даже простой человек понимает, что тело, лишенное сознания, мертво. Если сознание покинуло тело, его нельзя вернуть, какие бы лекарства и вещества мы ни вводили в это тело. Следовательно, источником сознания является не комбинация материальных элементов, а вечная душа».

Эмпирические доказательства существования атмы

Хотя приведенные выше доказательства существования души вполне логичны, можно все же спросить, а что на этот счет говорит наука. Разумеется, нематериальную субстанцию нелегко обнаружить с помощью эмпирических методов и материальных приборов. Этого никто и не ждет. И все же есть научные исследования, результаты которых говорят в пользу существования сознающего «я», способного находиться вне механизма физического тела.

Так, медицине известны многочисленные случаи «пребывания вне тела», или «клинической смерти». Такой опыт нередко получают пациенты, оказавшиеся в тяжелом состоянии в результате дорожно-транспортного происшествия, внезапного приступа болезни или хирургической операции. Например, кардиологические больные рассказывают, как они наблюдали сверху за своим лежащим на операционном столе телом, в то время как, согласно представлениям современной медицины, должны были бы находиться без сознания.

Конечно, в рассказах некоторых пациентов можно усомниться. Но есть и другие свидетельства, вполне заслуживающие доверия, ибо о них говорят уважаемые ученые. В том числе опытный кардиолог, профессор Медицинской школы Эморского университета в Атланте (США), доктор Майкл Сей-бом. Первоначально он был настроен весьма скептически, однако, проведя ряд исследований, изменил свою точку зрения.

В книге «Воспоминания о смерти: медицинское расследование» Сейбом приводит десятки документальных свидетельств пациентов, побывавших в критическом состоянии.

Например, один из опрошенных вспоминает: «Я шел через стоянку к своему автомобилю и... отключился. Не помню, как упал. Только вдруг — парю в воздухе. Такое странное ощущение. Вижу сверху свое тело и как к нему бегут люди, четверо или пятеро. Слышу и понимаю, о чем они говорят».3

Но ядро книги все же составляют подробно изученные свидетельства больных, переживших сердечный приступ. Сей-бом выделил две группы. Первая, из двадцати пяти человек, не сообщала ни о каком необычном опыте. Когда их попросили описать, что делали с ними врачи в клинике во время приступа, ни один не мог рассказать что-либо заслуживающее внимания.

Вторая группа, из тридцати двух больных, рассказала о необычных ощущениях во время приступа. Шесть пациентов обстоятельно описали действия врачей, хотя, теоретически, должны были в то время быть без сознания. А это значит, что они действительно находились вне тела и наблюдали за происходящим в операционной со стороны.

Сейбом пишет: «Если мозг действительно состоит из двух основных элементов, собственно „мозга" и „ума", то не может ли состояние клинической смерти провоцировать во многих случаях временное отсоединение ума от мозга?.. Судя по всему, да. Ведь только гипотеза о выходе из тела более-менее удовлетворительно объясняет имеющиеся в нашем распоряжении данные... Но что такое ум, отделившийся от мозга? Не та ли самая душа, которая, согласно некоторым религиозным доктринам, продолжает существовать после смерти тела? Вот основной вопрос, поднятый исследованием».4

Есть и другая категория научных свидетельств, подтверждающих, что наделенное сознанием человеческое «я» способно существовать отдельно от физического тела, а именно — воспоминания о прошлой жизни. Здесь мы снова вступаем в область, дающую много поводов для скепсиса. Тем не менее, нельзя игнорировать кропотливые исследования серьезных ученых, таких как профессор психиатрии Университета штата Виргиния (США) Ян Стивенсон. В своем всестороннем исследовании воспоминаний

Навигация:

Страница 20
Страница 19
-- Страница 18 --
Страница 17
Страница 16