Земля «щедра и готова» даровать нам со своей поверхности «все необходимое для процветания». Добывать же руду из недр — значит «приближать собственную смерть» и «истощать Землю».6
Средневековые противники масштабных рудных промыслов отличались пророческим взглядом на негативные последствия такой деятельности для окружающей среды. В 1556 году Георг Агрикола в работе «О горном деле и металлургии» писал: «Самый весомый аргумент против создания рудников — уничтожение полей... Вырубаются леса — дерево пускают на изготовление балок, рудных механизмов и топливо для плавки металлов. Когда леса вырубаются, исчезают птицы и животные... Кроме того, вода, которой промывали руду, отравляет ручьи и реки — рыба уходит из этих мест или гибнет».
Методы ведения хозяйства в сельских общинах многих стран средневековой Европы были по отношению к земле достаточно щадящими. Пастбища, леса и водные ресурсы принадлежали всей общине, и за их разумным использованием следили старейшины или местные власти.
Общины стремились к тому, чтобы своими силами обеспечивать себя всем необходимым. Но с уходом в прошлое средневекового богоцентричного взгляда на мир и развитием естественных наук и промышленного производства этот самодостаточный тип сельского хозяйства пошел на убыль. Между 1500 и 1700 годами его вытеснила индустрия зарождавшейся рыночной экономики. Сельское хозяйство нового типа привело в движение механизм, и по сей день разрушающий традиционную экономику деревни и наносящий ущерб окружающей среде.
Рыночное сельское хозяйство и бурный рост промышленности привели в шестнадцатом столетии к значительному сокращению в Европе площади лесов. Деревья вырубались для расчистки земель под пашню и пастбища, а также для удовлетворения спроса на топливо и строительную древесину. В семнадцатом веке промышленный комплекс Англии ввиду нехватки дерева перешел на каменный уголь. «В отличие от средневековой экономики с ее органическими возобновимыми источниками энергии — дровами, водой, ветром, — нарождающееся на большей части Европы капиталистическое хозяйство не только зависело от невосполнимого источника, угля, но и обращалось к неорганическим ресурсам, металлам (железо, медь, серебро, золото, олово и ртуть), добыча и переработка которых привела к дальнейшему исчезновению лесов», — пишет Кэролин Мерчант.7
Низкосортный английский уголь с большим содержанием серы при горении выделял густой черный удушливый дым и не раз становился причиной нареканий. Так, из официальных документов известно, что в 1627 году население жаловалось на почерневшие от копоти пастбища и гибнущую в Темзе рыбу.8
Мировоззрение и культура
Возникшая в Европе эпохи Средневековья и Возрождения безбожная космология, поощряющая неограниченную эксплуатацию материи и ведущая цивилизацию к гибели, была описана пять тысяч лет назад в «Бхагавад-гите» (16.8, 9.11 «Они говорят, что этот мир нереален, что у него нет основы, что нет Бога, который им управляет.... Убежденные в этом, лишенные разума и потерянные для самих себя, демоны поглощены пагубной, греховной деятельностью, ведущей к разрушению мира. ... Они убеждены, что главным смыслом человеческой жизни являются наслаждения».
«Гите» вторят и некоторые наши современники. Бывший декан факультета социологии Гарвардского университета Пи-тирим Сорокин называл цивилизацию, зародившуюся в Европе эпохи Ренессанса и научных открытий, «осязательной». Такая культура, пояснял он, «исходит из не подвергающейся сомнению предпосылки..., что в этом мире нет ничего, кроме окружающей реальности и ценностей, которые даны нам в ощущениях (зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных и осязательных)».9
По мнению Сорокина, подобное общество «интенсивно овладевает научным знанием о физических и биологических процессах воспринимаемой чувствами реальности»10 и, «несмотря на показную приверженность идеалам Царства Божия, на деле озабочено лишь осязаемыми ценностями: богатством, здоровьем, комфортом, чувственными удовольствиями, а также властью и признанием». Сорокин утверждает, что такой образ жизни неизбежно приводит к разгулу насилия, чему мы и стали свидетелями в двадцатом веке. К категории насилия можно отнести также действия, вредящие планете в целом. В них повинны «ученые-материалисты, которые совершают аморальные и потому чудовищные в своей разрушительной силе открытия и постоянно совершенствуют достижения материалистичной науки».11
5
НАУКА О СОЗНАНИИ
«Как одно солнце освещает всю вселенную, так и воплощенное живое существо озаряет сознанием все тело».
Бхагавад-гита, 13.34
Ч
тобы отвести угрозу непоправимой экологической катастрофы, придется коренным образом пересмотреть материалистические взгляды, лежащие в основе не только наших представлений о природе, но и нашего понимания самих себя.
Уже сейчас находятся ученые умы, ставящие под вопрос способность материалистической науки адекватно объяснить основные феномены человеческого бытия, например, сознание. Так, нобелевский лауреат в области нейробиологии Джон Экклс утверждает: «Главный вопрос касается тайны происхождения человеческого „я": как возникает сознающее себя существо, деятельность которого осуществляется посредством мозга?» «Уникальность опыта каждого из нас, — продолжает ученый, — может быть удовлетворительно объяснена только с помощью гипотезы о сверхъестественном происхождении „я" человека».1
Если бы знание о нематериальном характере сознающего «я» преподавалось в образовательных и культурных учреждениях, общество, возможно, чаще обращалось бы к самоосознанию. И это позволило бы укротить безудержное стремление к господству над материей и ее эксплуатации, лежащее в основе современной индустриальной цивилизации и грозящее миру экологической катастрофой.
67
Точка зрения «Бхагавад-гиты»
Согласно «Бхагавад-гите», мы ощущаем уникальность собственного опыта благодаря присутствию в материальном теле духовной частицы, признаком которой служит сознание. «Как одно солнце освещает всю вселенную, — сказано в „Гите" (1-34),— так и воплощенное живое существо озаряет сознанием все тело». Шрила Прабхупада комментирует: «Таким образом, наличие сознания свидетельствует о