занял правильное положение по отношению ко Всевышнему и душам других существ, сможет должным образом взаимодействовать с материальной энергией Бога и материальными телами. Таков более полный, по сравнению с теорией глубинных экологов, взгляд на самоосознание.
Говоря о равенстве живых существ и их связи с Господом, общество сознания Кришны рассматривает сущность человека и окружающего мира с глубокой философской и духовной точки зрения, а также учит, как достичь гармонии с природой.
Добровольный переход к простому образу жизни и ориентация на духовные ценности
В 1994 году одного из авторов книги (Майкла Кремо) пригласили участвовать в работе конференции «Население — потребление — экология», которую спонсировали американская Ассоциация Содействия Науке и бостонский Теологический Союз. Конференция привлекла внимание ученых, теологов, политиков и экологов, в том числе председателя союза «Ученые за чистоту окружающей среды», профессора физики Мас-сачусетского технологического института д-ра Генри Кендел-ла. В ходе конференции он высказал мнение, что у науки нет «осинового кола», который позволил бы покончить с экологическим кризисом. Мы погрязли в потребительстве, и единственный выход из тупика — пересмотреть свой взгляд на мир. Однако наука, по словам профессора, не способна существенно повлиять на ценностную парадигму человека. Сделать это под силу только религии.
Идею о главенствующей роли религии в деле пересмотра ценностей — а значит, перехода к более скромному образу
жизни, что, в свою очередь, благотворно скажется на состоянии окружающей среды, — поддержал и министр внутренних дел США Брюс Беббитт. «Попробуй я объяснить народу, какие меры необходимы, чтобы реально ограничить потребление, и меня сместят с поста», — заявил он. Одним словом, большинство участников конференции сошлись на том, что экологический кризис на самом деле носит духовный характер и требует духовного же решения.
Конечно, речь идет не о всех религиозных учениях. Многие современные конфессии поощряют стяжательство и забывают о созерцательной стороне духовной практики. Учитывая это, присутствовавшие на конференции религиозные деятели обратились к собратьям по вере с призывом вернуться к истокам и, возродив бережливость, с помощью молитвы и медитации взращивать духовность. Международное общество сознания Кришны, опирающееся на по-прежнему актуальную индийскую систему 6хакти-йоги, действует именно так. В основе бхакти-йоги лежит двуединый принцип снижения материального потребления и одновременного углубления духовной жизни (медитация на мантру Харе Кришна и др.).
Порою призыв к возрождению духовности как к способу решения стоящих перед миром экологических проблем раздается там, откуда его не ждешь. Так, расположенный в Вашингтоне институт «Уорлдвотч» регулярно готовит доклады по вопросам экологии. На его ежегодный отчет «О состоянии окружающей среды» ссылаются государственные деятели, работники сферы образования и журналисты всего мира.
Более того, институт «Уорлдвотч» не ограничивается констатацией проблем и предложением методов ликвидации последствий экологических катастроф. Его работники признают необходимость духовного подхода. Например, Алан Дэрнинг, старший научный сотрудник института, заявляет: «Биосфера — хрупкий механизм, и судьба человечества может зависеть от того, насколько мы научимся ограничивать свои потребности и отдавать предпочтение нематериальным ценностям».9 По его мнению, таких перемен в сознании людей можно достичь, обратившись к «мудрости древних»: «От Будды до Магомета — все великие святые проповедовали добровольный отказ от излишеств, и я призываю тех, кому небезразлично будущее планеты, последовать этому совету».10
Примечательно, что влиятельная светская организация, занимающаяся исследованиями в сфере экологии, рекомендует именно тот образ жизни, который на протяжении многих лет демонстрирует Международное общество сознания Кришны, в особенности его сельскохозяйственные общины. Члены этих общин стараются ограничить потребление материальных благ и отдают больше времени духовной практике, возвышающей сознание и приносящей подлинное удовлетворение. Даже городские центры сознания Кришны учат простой жизни и возвышенному мышлению и, в числе прочего, объясняют преимущества сельских поселений. Уже 40 из 360 центров ИСККОН представляют собой стремящиеся к самодостаточности сельскохозяйственные общины. За ними будущее.
Таким образом, Международное общество сознания Кришны вносит уникальный вклад в дело преодоления глобального экологического кризиса. Ведь, несмотря на широкую информированность о проблеме и растущее число тех, кто осознает необходимость духовного подхода, лишь очень немногие отваживаются на какие бы то ни было практические шаги.
4
НАУКА, ПРИРОДА И ЭКОЛОГИЯ
«Забывая о сакральном аспекте, человек превращает мир в безжизненный объект, препятствие, которое нужно преодолеть. Так же, как животные или рабы, „не имеющие души```, природа становится собственностью, которую можно использовать и эксплуатировать»1.
Теодор Розак
Где кончается расточительность
Н
ебезынтересно, что среди тех, кто призывает к духовному решению проблемы экологического кризиса планеты, есть ученые с мировым именем. На глобальном форуме духовных и парламентских лидеров, состоявшемся в Москве в январе 1990 года, 32 ученых подписали документ, озаглавленный «Сохранение и развитие Земли: проект совместного воззвания науки и религии».
Среди подписавшихся были астрофизик Карл Саган, теоретик модели «ядерной зимы» Пол Крутцен, физик Фриман Дж. Дайсон, палеонтолог Стивен Дж. Гулд, эколог Роджер Ревел и экс-президент Массачусетского технологического института Джером Виснер.
«Говоря языком религии, мы близки к тому, чтобы совершить (многие считают — уже совершаем) „преступление против Творения"», — утверждают ученые и призывают «мировое религиозное сообщество не оставаться безучастным и по мере необходимости словом и делом бороться за сохранение окружающей среды».
59
«Экологический кризис требует радикальных изменений не только на государственном уровне, но и в поведении каждого отдельного человека. А история показывает, что