Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: 5_06_95
------ Страница 1 ------

5_06_95 - Страница 1

ЛЕКЦИЯ ШРИЛЫ НИРАНДЖАНА СВАМИ

05.06.95. Вильнюс

"Бхагавад-гита" 15.15

сарвасья чахам хриди саннивишто

маттах смритир гьянам апоханам ча

ведайш ча сарвайр ахам эва ведьо

веданта-крид веда-вид эва чахам

Я нахожусь в сердце каждого, и от Меня исходят память, знание и забвение. Цель всех «Вед» – познать Меня. В действительности Я – составитель «Веданты», и Я – знаток «Вед».

Комментарий Шрилы Прабхупады: Всевышний Господь присутствует как Параматма в сердце каждого, и Она – источник всех действий. Живое существо забывает все о своей прошлой жизни, но ему приходится действовать по указаниям Всевышнего Господа, свидетеля всей его деятельности. Поэтому оно начинает свои действия в соответствии со своими прошлыми поступками. Требуемое знание дается ему, наряду с памятью, но оно забывает все о своей прошлой жизни. Таким образом, Господь не только – всепроникающий, но Он также помещается в каждом сердце. Он вознаграждает человека различными плодами его кармической деятельности. Он почитаем не только как безличный Брахман, Верховная божественная личность и локализованная Параматма, но также как инкарнация в форме «Вед». «Веды» указывают людям правильный путь, с тем, чтобы они могли должным образом построить свою жизнь и вернуться домой, назад к Господу. «Веды» дают знание о Верховной божественной личности, Кришне, а Кришна, в Его Вьясадева-аватаре, является составителем «Веданта-сутры». Комментарии Вьясадевы к «Веданта-сутре», изложенные в "Шримад-Бхагаватам", дают истинное понимание «Веданта-сутры». Всевышний Господь настолько совершенен, что для освобождения обусловленной души Он поставляет и переваривает пищу, является свидетелем деятельности этой души, дает ей знание в форме «Вед» и как Верховная божественная личность, Шри Кришна, учитель "Бхагавад-гиты". Он почитается обусловленной душой. Таким образом, Господь бесконечно добр и милостив.

Антах-правиштах шаста джананам. Живое существо забывает о прошлом, как только оставляет свое тело, но оно снова начинает действовать, побуждаемое Всевышним Господом. Несмотря на его забывчивость, Господь дает ему разум, позволяющий возобновить его деятельность с того момента, где она прервалась в его предыдущей жизни. Таким образом, живое существо не только наслаждается и страдает в этом мире согласно указаниям Всевышнего Господа, пребывающего в его сердце, но и получает от Него возможность постичь «Веды». Если человек серьезно намерен понять ведическое знание, Кришна дает ему разум, необходимый для этого. Почему Он предоставляет живым существам ведическое знание? Он поступает так, ибо каждое живое существо в отдельности испытывает необходимость осознать Кришну. Ведические источники подтверждают это: йо ‘сау сарвайр ведайр гияте. Во всей ведической литературе, начиная с четырех «Вед», «Веданта-сутры», «Упанишад» и «Пуран», воспеваются достоинства Всевышнего Господа. Его можно достичь, совершая ведические обряды, обсуждая философию «Вед» и поклоняясь Господу в преданном служении. Таким образом, назначение «Вед» – постижение Кришны. «Веды» дают нам указания, как постичь Кришну, и описывают процесс осознания Его. Конечная цель есть Верховная божественная личность. «Веданта-сутра» (1.1.4) подтверждает это следующими словами: тат ту саманваят. Совершенства можно достичь, пройдя через три стадии. Через понимание ведической литературы человек может осознать свою связь с Верховной божественной личностью; следуя различным процессам, человек может приблизиться к Нему; и, в конце концов, он может достичь конечной цели, то есть Верховной божественной личности. В этом стихе дается ясное определение назначения и смысла «Вед». [конец комментария]

ом агьяна-тимирандхасья...

Это очень важный стих из "Бхагавад-гиты" и Шрила Прабхупада очень часто его цитировал. Господь в этом стихе говорит, что Он существует в сердце каждого живого существа и дает все необходимое для того, чтобы оно смогло достигнуть освобождения. В начале комментария Шрила Прабхупада поясняет, что Всевышний Господь присутствует в сердце каждого, и Он является источником всех действий. Иначе говоря, живое существо не может действовать до тех пор, пока Всевышний Господь не направит его. Еще можно сказать, что Сверхдуша находится в сердце каждого живого существа и дает указание живому существу. Но эти указания соответствуют нашему желанию. Если живое существо хочет забыть все, тогда Всевышний Господь, находящийся в сердце, дает ему забыть. Поэтому тут сказано, что из Господа исходит все: память, знание и забвение. Вспомнить Кришну живое существо может лишь в том случае, если Кришна дает указание вспомнить. Господь в сердце каждого живого существа исполняет две функции: Он наблюдает и дает разрешение живому существу действовать. Он дает разрешение на все наши действия. Он Всевышний! Мы не можем ничего дать до тех пор, пока Кришна не разрешит это сделать. Эту очень важную философскую мысль о взаимоотношениях между Всевышним Господом и живым существом надо понять. Надо понимать, что живое существо всегда зависимо от Всевышнего. Не было такого времени, чтобы живое существо имело какую-нибудь независимость от Господа.

Если мы хотим достичь в этой или другой жизни чего-нибудь, мы должны полностью полагаться на разрешение, получаемое от Всевышнего, так как ничего не произойдет, пока Кришна не разрешит. Но Кришна дает живому существу небольшую свободу. Живое существо является вечной неотъемлемой частью Всевышнего.

Кришна говорит, что живое существо является вечной и неотъемлемой Его частью. Утром мы говорили, что Господь существует вместе со Своими энергиями и о том, что как Господь является безграничным, так и живое существо является безграничным, как существует солнце и свет солнца, так существует и Господь, а вместе

Навигация:

Страница 3
Страница 2
-- Страница 1 --
Страница 5
Страница 4