Лекция по Шримад Бхагаватам 5.5.3
Самара 10.08.95.
Перевод : юТе , кто интересуется возрождением сознания Кришны и увеличением
своей любви к Господу не лю- бят заниматься ничем , что не связано с
Кришной . Они не интересуются общением с людьми , которые постоянно заняты
поддержанием своих тел , едой , сном , совокуплением и обороной . Они не
привязаны к своим домам , хотя они могут быть и домохозяевами . Они не
привязаны к своим детям , жене , друзьям или богатству . В то же самое
время они не безразличны к исполнению своих обязанностей . Такие люди
интересуются заработком ровно такого количества денег , которое достаточно
для поддержания души и тела вместе ю.
Комментарий : Имперсоналист или преданный человек , который в
действительности интересуется духовным прогрессом , не должен общаться с
теми , кто интересуется только поддержанием своего тела через посредство
так называемых достижений цивилизации . Те , кто интересуется духовной
жизнью , не должны быть привязаны к домашним удобствам в окружении жены ,
детей , друзей и т.д. Даже если человек является домохозяином и зара-
батывает себе на жизнь , он должен быть удовлетворен заработанным
количеством денег , необходимых для поддержания души и тела вместе .
Человеку не следует иметь ни больше этого , ни меньше этого. Как здесь
объясняется , домохозяин должен прилагать усилия для того , чтобы собирать
деньги для выполнения бхакти- йоги;
шраванам киртанам вишнох
смаранам пада-севанам
арчанам ванданам дасьям
сахьяхьям атма-ниведанам
(Ш.Б.7.5.23.)
Домохозяин должен вести такой образ жизни , чтобы он имел полную
возможность воспевать и слушать . Он должен поклоняться Божествам у себя
дома , соблюдать праздничные дни , собирать друзей и угощать их прасадом
. Домохозяину следует зарабатывать с этой целью , а не для чувственного
наслаждения .
Комментарий Ниранджаны Свами :
Итак , сегодня день явления Господа Баларамы В такой благоприятный день нам
следует что-то почитать о Господе Балараме . Но сначала я остановлюсь на
стихе , который мы уже прочли . К тому же содержание этого стиха содержит
очень много полезных наставлений . И поэтому мы не будем пропускать этот
стих , обращаясь сразу же к теме о господе Балараме . Хотя позже по ходу
нашей лекции мы упомянем то , что связано с Господом Баларамой . Итак , в
этом стихе прекрасно объясняются обязанности домохозяев . Такие
домохозяева не интересуются общением с людьми , которые слишком заняты
поддержанием своих тел . Они не привязаны к своим домам и не привязаны к
жене , детям , друзьям и богатству . Хотя они не безразличны к выполнению
своих обязанностей . Они зарабатывают ровно столько , сколько необходимо
для поддержания души и тел а вместе . В седьмой песне Шримад Бхагаватам ,
где Нарада Муни дает наставления Йудхитштхире Махараджу , так же есть очень
много важных наставлений , связанных с жизнью домохозяина . Махарадж
Йудхиштхира занимает положение домохозяина , живя в царской роскоши ,
будучи окруженным членами своей семьи . И он пользуется возможностью
услышать наставления Нарады . Он говорит :юО Нарада , я грихастха , ты
брахмачари , пожалуйста , дай мне наставления относительно того , как мне
избежать излишней привязанности к домашним заботам. Начав свое объяснение
Нарада Муни сначала объяснил важность общения с преданными Господа . Он
сказал ,что домохозяин должен общаться со святыми личностями с целью
слушать от них описание славных развлечений Верховной Личности Бога .
Каждый день он должен слушать и воспевать транстендентые развлечения
Господа . Затем он дал наставления Махарадже Йудхиштхире относительно его
обязанностей домохозяина . Хотя обязанности , которые были объяснены
вначале , тоже относятся к обязанностям домохозяина . Кроме того существуют
обязанности по поддержанию семьи . Нарада Муни сказал Махарадже Йудхиштхире
, что внешне домохозяин должен согла- шаться с членами своей семьи ,
которые к нему обращаются с просьбами . Когда мать , жена , братья и сестры
обращаются к вам с разными просьбами , будучи мудрым домохозяин должен
сказать :ю Да , я согласен .ю Но внутренне домохозяин должен быть очень
осторожен . (стерта запись ) Затем он приводит следующий стих , в котором
приводятся слова юйават артхаю, что означает ю те кто живет собирая ровно
столько , сколько необходимо для поддержания души и тела вместе . Иначе
говоря , следует желать столько , сколько необходимо для поддержания
души и тела вместе . Тот же , кто стремиться к большему , считается вором и
заслуживает наказания по законам природы . Нарада Муни здесь особенно
подчеркивает , что в жизни домохозяина есть место экономическому развитию .
В действительности вместо экономического развития находится только в
жизни домохозяина . В жизни ванапрастхи , брахмачари , санньяси не может
быть речи об экономическом развитии . Эти три категории должны вести
отреченный образ жизни и должны в первую очередь стремиться исполнять
связанные с их ашрамом обязанности . Что означает , что им нет
необходимости в экономическом развитии , поскольку у них нет семьи .
Зарабатывать на жизнь это значит жить определенным образом, выполняя
какие-то социальные обязанности . И такой человек за счет этой работы
получает плоды , но принимает столько , сколько необходимо для поддержания
души и тела вместе , как мы это объясняли вчера вечером .
дхармасья хй апаваргйасйа
нартхо `ртхайопакалпате
нартхасйа дхармаикантасйа
камо лабхайа