хи смритах (Ш.Б.1.2.9 )
Здесь говориться , что выполнение всех предписанных обязанностей в конечном
итоге предназначено для освобождения . Они никогда не должны быть
использованы с целью материальной выгоды . Иначе говоря , какими бы ни
занимался обязанностями человек , в конечном итоге он не должен стремиться
только к поддержанию своей семьи . Прабхупада заканчивает этот комментарий
следующими словами : Домохозяин должен зарабатывать деньги с этой целью ,
а не с целью чувственного наслаждения . А какая цель имелась ввиду?
Домохозяин должен зарабатывать деньги для выполнения бхакти-йоги . Он
должен вести такой образ жизни , чтобы у него была полная возможность
воспевать и слушать . Кто-то может сказать : Ого, полная возможность
слушать и воспевать ... Как возможно для домохозяина обладать такой
возможностью , ведь он так сильно занят , у него так много обязанностей.
Прабхупада объясняет , что воспользоваться полной возможностью слушать и
воспевать означает зарабатывать ровно столько , сколько необходимо для
поддержания души и тела вместе и таким образом домохозяин не запутывается в
домашних делах , домашней жизни , забывая при этом о высшей цели жизни .
этаван санкхйа-йогабхйам
сва-дхорма паринимтхайа
джанма-лабхах парах пумсам
анте нарайина-смритих (Ш.Б. 2.1.6 )
В этом стихе говориться , что высшее совершенство , которое человек может
достичь за счет знания материи и духа и за счет совершенствования
мистической йоги или за счет совершенного исполнения своих предписанных
обязанностей ю это юанте нарайано смритах ю, т.е. способность помнить о
Верховном Господе Нараяне в мо- мент смерти .
И поэтому исполнением каких-либо предписанных обязанностей человек ни
занимался бы , в Бхагаватам объ- ясняется , что если все эти занятия не
приводят к желанию слушать послание Верховной личности Бога ю все это
бесполезная трата времени (Ш.Б.1.218.). Шри Шукадева Госвами говорит :
юКакой смысл в этой долгой жизни , которая проходит в этом мире без
мгновения ощущения истины ? Лучше этого прожить хотя бы мгнове- ние в
полном сознании , поскольку такое состояние позволит человеку задавать
вопросы отвечающие его ис- тинным интересам ( Ш.Б.2.1.12.). Итак , тот ,
кто живет просто для поддержания своего тела , стараясь занять безопасное
положение , он просто грихамедхи . Он так и не понял высшей цели жизни .
Учитывая , что в этом мире нет безопасного положения , человек может очень
тяжело работать ради этой безопасности . Но до сих пор никто того
безопасного положения так и не нашел . Как говорилось в беседе Йамараджи и
Махараджи Йудхиштхиры о том что самое удивительное в этом мире . Ответ был
такой : юКаждый день миллионы живых существ посыла- ются в царство смерти ,
но те , кто остается , пытаются найти постоянное положение в этом мире .
Что может быть более удивительное , чем это ?ю Махараджа Йудхиштхира описал
это как наиболее удивительный феномен , говоря о том , что ежедневно
покидает тело множество живых существ , принадлежащих к самым разным видам
жизни , и хотя все окружающие видят это совершенно ясно и читают об этом в
газетах думают :ю Со мной этого не произойдет .ю Но это произойдет . Это
происходит с каждым живым существом . И поэтому описывается , что если
домохозяин стремится просто к кармической безопасности , он понапрасну
тратит время . Его жизнь рас- трачена впустую , поскольку в этом мире не
существует безопасности .
а- брахма-бхуванал локах
пунар авартино `рджуна
мам упетья ту каунтея
пунар джанма на видьяте (Б.Г.8,16 )
В этом стихе говориться , что начиная с высшей планеты ю Брахмалоки и
кончая низшими планетами , все они являются местом страданий , где
повторяются рождение и смерть . Так что нет разницы , куда бы мы ни
направились в этой вселенной , в каждом таком месте встречается одна и та
же проблема ю смерть . Материальный мир является местом смерти . Даже если
человек попытается обрести безопасное положение на высших планетах ю там
нет безопасности . Его пребывание на высших планетах яв- ляется результатом
выполнения различных благочестивых действий . Но каждый разумный человек
понимает , что если у вас есть банковский счет и вы не пополняете свой
вклад , а просто постоянно берете деньги со счета , в конце концов ваш счет
опустеет . То же самое связано с райскими планетами . Там тоже нет
безопасного поло- жения . Каждый , кто наслаждается на райских планетах
платит за свое наслаждение . Каждое мгновение на- слаждений является
снятием средств с его счета благочестивых действий . В этом материальном
мире нет смысла говорить о наслаждении без уплаты за него . поскольку любое
наслаждение , которое испытывается здесь , яв- ляется лишь результатом
прошлой благочестивой деятельности . И когда человек получает наслаждение ,
что он делает ? Он платит за него . Платит за счет своей прошлой
благочестивой деятельности . Когда его прошлые благочестивые действия
исчерпываются , приходит конец . Такова природа материального мира . В
действи- тельности , материальный мир это место , предназначенное для
смерти . Прабхупада объясняет , что принимая тело живое существо каждое
мгновение приближается к смерти . Мы можем говорить , что кому-то 25 лет .
Он живет 25 лет . Но в действительности он на 25 лет приблизился к смерти .
Такова природа принятия материаль- ного тела