. Вот почему Шукадева Госвами
также объясняет так же объясняет во второй песне Шримад Бхагава- там , что
как восходами , так и закатами солнце обозначает укорочение
продолжительности жизни для каждого , исключая тех , кто посвящает свое
время воспеванию развлечений Верховной Личности Господа . Это означа- ет ,
что мы стали днем ближе к смерти . Но на что люди продолжают тратить свое
время ? Каждый день , когда восходит солнце , они думают : юДа мне надо
работать , чтобы поддерживать свое тело .ю Вот и вся жизнь их такова ю это
просто работа для поддержания тела , предназначенного для чувственного
удовлетворения . И можно сказать , что это просто бессмысленно ю
поддерживать тело , поскольку телу все равно суждено умереть . Что же
говорить о том , чтобы поддерживать тело просто для того , чтобы заниматься
чувственным наслаждением . Вот почему в первом стихе Господь Вришабхадева
говорит , что не нужно использовать свое тело только для чувственного
наслаждения подобно собакам и свиньям , питающимися испражнениями . И
поэтому тот , кто обладает человеческой формой жизни , должен жить так ,
чтобы не запутываться в кармических последствиях своих действий . Как
говориться в Ишопанишад :
ишавасйам идам сарвам
йат кинча джагатйам джагат
тена тйактена бхунджитха
ма гридхах касйа свид дханам
что все в этой вселенной , как одушевленное , так и неодушевленное ,
является тем , чем владеет и управляет Господь. И поэтому каждый человек
должен брать себе ровно столько , сколько отводиться ему как его доля и не
брать ничего больше , хорошо понимая кому все это принадлежит .
курванн эвеха кармани
джидживишеч чхатам самах
эвам твайи нанйатхето`сти
на арма липйате наре (Ишопанишад , 2)
Человек , работающий таким образом , может желать прожить сотни лет ,
поскольку деятельность такого рода не сделает его рабом закона кармы .
Иначе здесь объясняется :... да , вы можете прожить сотни лет , если
будете действовать таким образом . Но какой смысл в такой прожитой жизни ,
которая по сути тратится понапрасну , если при этом не исполняются
обязанности , связанные с сознанием Кришны ? В этом нет ценности . Тот , кто
пытается продлить свою жизнь ради чувственного наслаждения , тот просто в
действительности запутывается все больше и больше в греховных последствиях
своих действий . Лучше ему умереть . Как Прабхупада цитирует этот стих :ю О
принц , живи долго ! О, брахмачари , умри сразу же ! О святой человек , не
важно умрешь ли ты или будешь жить ! Но ты , о мясник , не живи и не умирай
! Здесь речь идет о принце : живи долго , поскольку после смерти тебе
прийдется заплатить большую цену за свое наслаждение . Так что ты можешь
прожить долго в качестве принца. Мудрец , произносящий этот стих таким
образом дает благословение принцу. Но ты , о брахмачари , умри сейчас .
Это не означает , что все брахмачари должны сразу оставить свою жизнь .
Мудрец просто дает особое благословение брахмачари , он говорит : по
крайней мере сейчас ты брахмачари и ты не запутался , но если ты
запутаешься забудешь о смысле жизни . Лучше сейчас прямо умереть . Вот
такое бла- гословение брахмачари . Что же касается святого человека ,
святой личности безразлично , поскольку незави- симо от того , жив ли
святой человек или мертв , он пребывает в том же самом сознании . Как
говориться :ю не прав тот , кто утверждает , что вайшнав может умереть .
ю Вайшнав продолжает жить в звуке . Вайшнав умирает , чтобы жить и живя
старается распространить вокруг святое имя . вайшнавы не умирают ! Так что
для святого человека жизнь или смерть безразлично , поскольку такая святая
личность постоянно занята распространением святого имени Господа . Но что
касается мясника ,юему лучше не жить и не умирать . ю не жить , потому
что в жизни своей мясник причиняет множество страданий окружающим . Он
накапливает множество греховных реакций, ему лучше вообще не жить . Но ему
не рекомендуется также и умирать , потому что после смерти он получает
огромное наказание Вот таково наставление , данное одним мудрецом . То
есть , если человек продлевает свою жизнь только ради чувственного
наслаждения какой в этом смысл ? Терять понапрасну множество лет своей
жизни просто для обретения чувственного наслаждения . И поэтому
утверждается , если человек трудится и его труд не приводит его к сознанию
необходимости слушать и воспевать Кришну ю это все напрасная трата жизни
. Жизнь просто проходит ведь солнце заходит и восходит и мы становимся еще
одним днем ближе к смерти . И затем человек принимает следующее
материальное тело , рождение за рождением . Поэтому обязанность домохозяина
жить просто и не так уж погружаться в зарабатывание средств к существованию
, так можно забыть и о смысле жизни. Это очень опасно . опасно думать , что
человек может тратить всю свою энергию на труд . Если он будет трудиться
просто для поддержания семьи и для поддержания тела , он так запутывается в
плодах своей деятельности , что