Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 2 ------

Лекции по Бхактьялоке (Киев 2000) - Страница 2

Здесь очень хорошо объясняется, что такое сплетни.

Мы знаем, что значит поносить преданных. Но обычно мы находим этому оправдание. Бхактивинода Тхакур объясняет, что же является правильным оправданием. Он говорит, что случаи, когда критика оправдана достаточно редки и только определенные люди могут позволить себе критиковать. Таким образом, говоря о праджалпе, мы говорим и о запрещенной деятельности.

Разговор одного человека с другим называется "джалпана" или "праджалпа". В наши дни безбожие настолько преобладает, что разговоры с другими - означает разговоры на безбожные темы. Слово "джалпана" означает, что один человек говорит с другим. Слова "джалпана" и "праджалпа" очень похожи по смыслу. Обычно мы думаем, что праджалпа -это что-то плохое. Но Бхактивинода Тхакур говорит и о благоприятной праджалпе, потому что в действительности "праджалпа" или "джалпана" означает просто разговор одного человека с другим.

Он начинает с того, что в нынешний безбожный век как только люди начинают говорить друг с другом, разговор автоматически становится безбожным. Таков признак этого века. Как только люди собираются вместе, они спонтанно вовлекаются в безбожные разговоры. Поэтому для практикующего преданного неблагоприятно заниматься джалпаной. Однако, разного рода джалпана может иметь место при культивировании преданного служения. Вся такая джалпана благоприятна для преданного.

Затем Бхактивинода Тхакур цитирует Рупу Госвами: "Если отвратительный человек повторяет святое имя Господа и в этой жизни

достигает намабхасы, или проблеска безоскорбительного воспевания, тогда, все его недостатки разрушаются и Господь становится доволен им,"Киртан, вознесение молитв, цитирование писаний - все это относится к категории "джалпаны". Если человек занимается этим в благоприятном умонастроении и при отсутствии материальных желаний, тогда он развивает в себе сознание Кришны. Поэтому вывод таков: нужно тщательно избегать всех видов праджалпы, которые неблагоприятны для служения Кришне или мешают ему. Здесь говорится, что существует и благоприятная праджалпа - это киртан, вознесение молитв и чтение писаний. Если это делается в благоприятном умонастроении, это помогает культивировать сознание Кришны.

Далее Бхактивинода Тхакур объясняет, что это путь, который установлен махаджанами. На собственном, безукоризненном примере, махаджаны показывают, что человек должен говорить, но говорить о Кришне.

В этой части своего эссе Бхактивинода Тхакур говорит, что некоторые люди являются сторонниками мауны, молчания. Они считают, что молчание является средством для духовного возвышения. Во многих местах в писаниях можно обнаружить упоминания о мауне, о том, что нужно быть молчаливым. Иногда гордые люди считают, что мауна, молчание - это более возвышенный метод, чем праджалпа, благоприятный разговор. В своих комментариях Прабхупада говорит о таких людях. Он говорит, что, как правило, те, кто имеют подобную точку зрения, практикуют мауну лишь для того, чтобы прославиться. Или же они отправляются в уединенное место и прекращают говорить. И можно видеть, как они носят с собой доску и пишут на ней. Если кто-то заговорит с ними, в ответ они пишут что-то на доске. Есть люди, которые считают, что это более возвышенная деятельность, чем разговоры о Кришне.

Вот почему Бхактивинода Тхакур говорит здесь о благоприятной праджалпе. Далее он цитирует некоторые места из писаний, где объясняется, почему мы должны идти по пути махаджан, следуя таким личностям, как Рупа Госвами, Прахлад Махарадж, Шукадева Госвами, Вьясадев, Шри Чайтанья Махапрабху. Все эти личности учили нас тому, что говорить о Кришне - это самый лучший путь. Иногда возгордившиеся преданные думают, что любая праджалпа должна быть отвергнута. Но мы являемся последователями Рупы Госвами. Будучи его последователями, мы всегда придерживаемся пути, который указали нам садху, следующие его наставлениям.

Затем Бхактивинода Тхакур цитирует стих из "Бхакти-расамрита-синдху": "Человек должен строго придерживаться этого легкого пути, который был принят предыдущими махаджанами. Этот путь проливает на нас величайшее благо и лишен каких-либо страданий". В другом месте своей книги Бхактивинода Тхакур объясняет этот момент еще более подробно. Он говорит, что после получения инициации и наставлений от истинного духовного учителя, удачливый ученик должен следовать по пути предыдущих садху. А

те, кто горд, отвергают предыдущих махаджан и создают свои, новые пути. В результате они становятся на неблагоприятный путь и разрушают себя.

Таков признак тех, кто горд. Из-за своей гордости они думают: "Я должен создать что-то новое. Почему я должен следовать по пути, который уже установлен? Это не слишком оригинально. Я придумаю нечто новое, что будет привлекать людей. И представляя что-то новое, я смогу привлечь последователей".

Прабхупада объясняет, что те, кто практикуют мауну, просто работают на публику, пытаясь привлечь внимание. Путь не может быть выдуман. Садху принимают его, каким бы он ни был. Те, кто горды и жаждут славы, рьяно пытаются открыть новые пути. Те, кто обладают удачей, благодаря своим прошлым жизням оставляют гордость и почитают установленный путь, а те, кто неудачлив, кто хочет выделиться, идут по новому пути. Так они обманывают мир.

Бхактивинода Тхакур говорит, что очень важно следовать по пути, указанному предыдущими махаджанами. Но поскольку именно в этой части книги о благоприятной праджалпе говорится не так много, мы будем говорить главным образом о неблагоприятной праджалпе.

На этом Бхактивинода Тхакур заканчивает описание благоприятной праджалпы. Он говорит, что продолжит разговор об этом в более подходящем месте книги, которая описывает предписанную деятельность.

Итак, неблагоприятная праджалпа является препятствием на пути

Навигация:

Страница 4
Страница 3
-- Страница 2 --
Страница 1
Страница 4