Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 4 ------

Лекции по Бхактьялоке (Киев 2000) - Страница 4

тем больше будет таких споров и сражений.

Бхактивинода Тхакур говорит здесь: "Для практикующего преданного". Речь идет о садхаке, о том, кто практикует преданное служение. "Тратить время на бесполезные разговоры - это великая потеря для практикующего преданного". Затем он пишет: "После окончания приема пищи мирские люди обычно курят и обсуждают безбожные темы. Без сомнения, им очень трудно стать последователями Рупы Госвами". Тоже самое относится к чтению беллетристики. Однако, если человек читает рассказы, подобные истории о Пуранджане, изложенной в "Шримад-Бхагаватам", тогда чтение не является препятствием. Более того, оно благоприятно.

Теперь мы поговорим о спорах. Споры - это праджалпа, которая мешает преданному служению. Все споры между последователями ньяи и вайшешики ни что иное, как безбожные ссоры. Бхактивинода Тхакур говорит здесь о ньяе и вайшешике. Это две философские школы. Основателем школы ньяи является Гаутама Риши, а основателем школы вайшешика - Канада Риши. Обе эти философии провозглашают, что материальная вселенная состоит из материальных элементов или атомов, что атомы вечны и что эти атомы являются источником творения. Таковы основные положения как философии ньяя, так и философии вайшешика. Но, стремясь доказать свою точку зрения, философы этих школ приводят доводы, отличные друг от друга. Бхактивинода Тхакур говорит, что все это - безбожные ссоры. Они приводят лишь к потере силы ума и делают человека все более и более беспокойным.

В Ведах, в "Катха Упанишад", говорится: "Этого разума невозможно достичь посредством споров".

Разного рода споры и дискуссии относятся к категории праджалпы.

Услышав от собеседника какое-нибудь утверждение, человек тут же хочет сказать нечто прямо противоположное. Это и есть спор. К примеру, кто-то говорит: "Черное", а мы сразу же возражаем: "Белое". Человек с подобным складом ума всегда ищет повод, чтобы бросить вызов. Как правило, он делает это из-за своей гордости. Он хочет доказать собственную правоту. Говорится, что сухие споры ни к чему не приводят. Если мнение одного муни не отличается от мнения другого муни, он не считается великим философом. Поэтому муни обычно спорят друг с другом. Но есть разные муни. Одни из них твердо убеждены, что их видение мира является единственно правильным, а другие, "стхита дхир муни", которых Кришна описывает в "Бхагавад-гите", это те, чей ум сосредоточен на трансцендентном. Ум таких людей не погружается в относительный мир споров. Они ничуть не интересуются всем этим. В качестве примера можно привести Рупу и Санатану Госвами. Один человек хотел поспорить с ними. В те времена это было довольно распространенным явлением. Чтобы упрочить свою репутацию, человеку нужно было поспорить. Если он побеждал, его начинали больше ценить. Тот человек пришел к Рупе и Санатане и сказал: "Ну что, поспорим?" Но они не собирались потакать прихотям его ложного эго и ничуть не заинтересовались этим бесполезным занятием. "Вы только посмотрите!" - сказал он, - "Они не хотят принимать мой вызов! Тогда подпишите эту бумагу и подтвердите, что я вас победил". Рупа и Санатана поставили свои подписи. Им было все равно. А тот стал показывать всем бумагу и хвастаться: "Вот, смотрите, я победил Рупу и Санатану Госвами!" Так он собирался завоевать уважение окружающих. Увидев его, Джива Госвами подумал: "Нет, это невозможно. Этот глупец не мог победить Рупу и Санатану". Он решил защитить репутацию своих братьев, вызвался поспорить с этим логиком и одержал настолько сокрушительные победу над ним, что тот едва не оставил тело от горя.

Обычно под "спором" подразумевается односторонний разговор, тогда как в полемике участвуют обе стороны. Такова разница между спором и прениями. Гот логик, например, хотел просто поспорить с Рупой и Санатаной. Но их это не интересовало - какой смысл участвовать в бесполезных спорах? А Джива Госвами вступил с ним в полемику. Но она не была безполезной, это не было праджалпой: он спорил, чтобы сохранить репутацию Рупы и Санатаны. Как правило, вайшнав не стремится утвердить свою собственную репутацию, но он всегда готов защитить репутацию другого вайшнава. Собственная же репутация его мало волнует.

Обычно людей, соглашающихся вступить в спор, интересует одно - победа. Их не интересует сиддханта. Они не собираются приходить к выводу о том, что мы являемся слугами Кришны. Единственное, что их интересует - это победа. Ради того, чтобы одержать победу, они готовы сказать все, что угодно. Иногда так поступают политики. Вступая в полемику, они начинают поливать

друг друга грязью. Тогда кому-то приходится брать на себя роль судьи и кричать: "Нет, этого делать нельзя, это запрещено!" А они готовы сказать все, что угодно, лишь бы победить.

Иногда, когда люди спорят, появляется много желающих посмотреть на них. Зрители приходят посмотреть - кто же победит. Если двое громко говорят друг с другом и до окружающих доносятся гневные слова, то сразу же отовсюду стекаются люди, чтобы понаблюдать за происходящим. Такова природа людей. Все хотят знать, что там происходит. Бывает, что когда спорщиков пытаются разнять, собирается еще больше любопытных.

Помню, когда я учился в школе, у нас было принято драться после занятий. Если кто-то бросал кому-то вызов, эта новость моментально облетала всю школу. "Ты слышал, сегодня будут драться!" У

Навигация:

Страница 6
Страница 5
-- Страница 4 --
Страница 3
Страница 2