шастрах
156 157
Милость в наставлениях Лекция перед инициацией
действительно хотим доставить удовольствие свои маленькие планы. Затем возникают трудности,
Кришне, то должны подняться до уровня бес- и он начинает их преодолевать, досадуя на то, что
корыстной преданности, потому что именно она исполнение даже самых простеньких желаний требует
доставляет Господу наивысшее удовлетворение. Ведь титаничеких усилий. Кришна всё кричит ему: «Не
мы слуги Господа, и поэтому должны стремиться к забыва-а-а-ай!» В материальном мире трудно удобно
тому, чтобы Он был счастлив. устроиться даже с минимальными требованиями.
Шрила Прабхупада рассказывает, как преданный Почему? Потому что душу невозможно удовлетворить
может подняться до этого уровня: он всегда должен таким способом, материальные удобства не приносят
думать о том, чем он может порадовать Кришну. счастья страждущей душе. ёолее того, чем упорней
Конечно, это непросто. Преданный старается сделать человек трудится во имя материального счастья, тем
что-то для Кришны, но анартхи—ловушки на пути меньше у него надежд на его обретение. Поэтому
преданного служения—порой сбивают его с толку и Кришна напоминает преданному, кричит ему вослед:
он теряет из виду цель. Они заставляют его забывать «Не забывай! Не забывай обо Мне!» Совершенство
о цели, поэтому его служение не отличается по- служения заключается в том, чтобы смартавйах
стоянством. Таков уровень аништхита-бхакти, сататам вишнур висмартавйо на джатучит—
очень неустойчивого преданного служения—порой у «помнить о Кришне и никогда не забывать о Нем»
преданного есть желание служить Кришне, порой оно (Ч.-ч., Мадхья, 22.113).
пропадает, и надолго, а иногда он может даже забыть Шрила Прабхупада говорил: «Тот, кто принимает
о Кришне. Порой, даже если обстоятельства по- сознание Кришны, объявляет тем самым войну майе».
зволяют преданному заниматься преданным слу- Чтобы победить в этой войне, преданному нужны
жением постоянно, у него возникает соблазн по- силы, которые ему может дать только Господь и Его
святить часть времени своим желаниям. Это порож- преданные. Искать их в самом себе бессмысленно, их
дает противоречие между желанием служить себе и можно получить только извне, от общения. Господь
той главной целью, которую он себе поставил: служить Чайтанья наставляет нас в «Шикшаштаке»: чето-
Кришне двадцать четыре часа в сутки. Тогда предан- дарпана-марджанам бхава-маха-давагни-нива-
ный начинает относиться к непрерывному пре- панам—«Воспевая святое имя Господа в обществе Его
данному служению Кришне как к подати, наложенной преданных, преданный получает веру в святое имя
на него, и отнимающей у него то время, которое он Господа». В следующем стихе Господь объясняет:
мог бы с успехом потратить для себя. Кришна пытается «Когда мы повторяем святое имя в обществе пре-
докричаться до него, напоминая ему: «Не забывай о данных, наше сердце очищается от анартх». Очис-
цели! Пожалуйста, не забывай!» Но преданный делает тившись, преданный может повторять святое имя
следующий шаг—принимается-таки осуществлять Господа с решимостью, а повторяя с решимостью, он
158