159
Милость в наставлениях Лекция перед инициацией
со временем развивает способность воспевать святые описывает настроение преданного служения Вер-
имена сосредоточенно. ховному Господу в супружеской любви и чувство
ёхактивинода Тхакур сравнивает шестнадцать разлуки с Ним. Последние два слова маха-мантры—
слогов святого имени Господа с восемью стихами харе харе—описаны в восьмом стихе «Шикшаштаки»:
«Шикшаштаки». Первым двум словам мантры—харе ашлишья ва пада-ратам пинашту мам. Этот стих
кришна—соответствует строка из «Шикшаштаки» описывает настроение доверенной служанки Шри-
чето-дарпана-марджанам. Следующие два слова мати Радхарани; служение Верховному Господу в
мантры соответствуют первой строке второго стиха таком настроении приносит Ему наибольшую радость.
«Шикшаштаки» намнам акари бахудха ниджа-сарва- Оно пленяет Кришну и покоряет Его. Отличительная
шактих. Дальше в этом же стихе Господь Чайтанья черта преданных Вриндаваны заключается в том, что
сокрушается о том, что Ему не посчастливилось они всегда думают о том, как доставить удовольствие
пробудить привязанность к святому имени. Пока в Кришне. Им никогда не приходит в голову мысль о
сердце есть анартхи, преданный не может ощутить собственном наслаждении. «Если чтобы доставить
привязанность к святому имени, сначала нужно радость Кришне, мне нужно будет испытать боль, то
очистить сердце. эта боль доставит мне радость». Любовь преданных
Следующие слова Харе Кришна маха-мантры— Враджа полна самоотверженности, поэтому их
кришна кришна. ёхактивинода Тхакур сравнивает их служение доставляет Господу наибольшее удо-
с третьим стихом «Шикшаштаки»—тринад апи вольствие.
суничена. Этот стих описывает уровень ништхи, когда Когда человек получает святое имя Господа, и
преданный с решимостью воспевает святые имена в по милости великого преданного Господа начинает
обществе других преданных. Харе харе символизирует понимать, в чем состоит цель воспевания, он молится
повторение святых имен на уровне ручи, когда у Господу о том, чтобы Он помог ему преодолеть все
преданного уже есть вкус и ему нравится воспевать препятствия и достичь этой цели, чтобы сделал его
святые имена в обществе преданных. Повторение Своим слугой. Прабхупада говорил, что слова харе
следующих двух имен мантры—харе рама—соот- кришна означают «сделай меня Своим слугой, позволь
ветствует уровню искренней привязанности к мне служить Тебе». Именно в этом смысл молитвы, а
Кришне, уровню асакти. Такой преданный уже не не в том, чтобы выпросить у Господа хлеба насущного
идет на поводу у материальных соблазнов. Сле- или освобождения от страданий. «Не делайте из
дующие два имени—харе рама—соответствуют Господа поставщика,—говорит Шрила Прабхупада,—
уровню, когда преданный переживает духовный но служите Господу, выполняя Его желания». Именно
экстаз, бхаву, а слова рама рама—седьмому стиху таково настроение обитателей Вриндаваны. Мама
«Шикшаштаки» (говинда-вирахена ме). Этот стих Яшода всегда беспокоится о том, чтобы Кришне было
160 161
Милость в наставлениях