том, чтобы развить подлинную, глубокую привязан-
возвышенным преданным. В «Чайтанья-ёхагавате» ность к Кришне, и бхаджан Нароттамы даса Тхакура
упоминается история о брахмане, который увидел, «Лаласамайи прартхана»—хороший пример того, как
каким уважением пользуется Харидас Тхакур, про- это надо делать. «Скоро ли наступит этот счастливый
являющий признаки экстатической любви к ёогу, и день, когда мое тело охватит дрожь, как только я начну
позавидовал ему. «Люди ожидают со сложенными петь имя Господа Гауранги?»—молится Нароттама дас
ладонями, пока он придет в себя. Почему они Тхакур. Мы должны стремиться к такой любви,
оказывают почести низкорожденному яване, почему жаждать ее. Когда в нас разовьется привязанность к
не мне, брахману?!»—исходил он яростью. Вскоре Господу, нам будет достаточно просто услышать или
Харидас очнулся и, смущенный, ушел. Завистливый произнести имя Кришны, чтобы это отозвалось в
брахман, не теряя времени зря, упал на землю и стал нашем сердце волной любви к Нему.
кататься в пыли и плакать, в точности подражая Шрила Прабхупада часто писал, что любая рели-
Харидасу. Но люди распознали притворство и стали гия, которая учит любить ёога, является истинной.
180 181
Милость в наставлениях «Лаласамайи прартхана»
«Кришна Сам приходит, чтобы учить людей,—гово- ев, а также восстановить устои религии, Я прихожу
рил он,—но в мире довольно глупцов и негодяев, сюда из века в век» (ё.-г., 4.8).
которые не желают Его слушать». Кришна необычайно
милостив, Он приходит в облике Господа Чайтаньи,
йад йад ачарати шрештхас
чтобы вернуть домой даже худших представителей
тат тад эветаро джанах
рода человеческого. Он приходит не как ёог, а как слуга
са йат праманам куруте
ёога, и на собственном примере показывает людям,
локас тад анувартате
каким должен быть преданный. До появления Господа
Чайтаньи люди поклонялись Кришне с великим
«Что бы ни делал великий человек, обыкновенные
благоговением, следуя указаниям писаний. Но такое