что она увидела Путану, их не вызвала возвышенных вайшнавов. Рати-абхаса проявляется,
форма Кришны. Но поскольку Яшода очень любила когда подлинная бхава исходит из сердца вайшнава и
Кришну, испуг, который она пережила, немедленно отражается в сердце начинающего преданного. В этом
заставил ее сосредоточиться на Нем, броситься во двор случае начинающий преданный может, например,
и искать Его. Такое чувство экстатической любви дрожать или плакать, проявляя рати-абхасу. Такие
называется дигдха-саттвика-бхава. слезы не притворство, но и не настоящая бхава—лишь
Третий вид саттвика-бхавы—рукша-саттви- ее отражение.
ка-бхава, она проявляется в человеке, у которого нет Следующая разновидность саттвика-абхасы—
привязанности к Кришне. В качестве примера можно саттвика-абхаса, проявляется у эмоциональных
привести имперсоналиста, который с воодушев- преданных (разновидность саттвика-абхасы,
лением танцует и поет киртан вместе с возвы- проявляемая особо чувствительными людьми, тоже
шенными преданными, поскольку ему сказали, что это называется саттвика-абхаса. Точно такое же
дарует ему освобождение. «Я получу освобождение! название и та же диакритика, это не опечатка). Такие
Освобождение! Освобождение!»—ликует он в экстазе. люди плачут по любому поводу. Как пример можно
У него совершенно нет кришна-рати, но поскольку привести известную историю о духовном учителе и
его согревает надежда на освобождение, он проявляет очень чувствительной женщине—его ученице.
178 179
Милость в наставлениях «Лаласамайи прартхана»
Однажды, когда духовный учитель рассказывал о бить его палками. Из глаз завистника потекли слезы—
сокровенных играх Радхи и Кришны, один из его на этот раз настоящие, хотя и никак не связанные с
учеников обратил внимание на женщину, которая лила экстатической любовью к ёогу. Он вскочил, и, спасаясь
слезы, когда слышала имя Радхарани. Он рассказал об от побоев, убежал. Так проявляется нихсаттва—в
этом гуру, и тот решил спросить свою ученицу, почему чувствах и поведении людей, подобных этому
она плачет на его лекциях. «Когда вы рассказываете о брахману, нет и отдаленного намека на саттву, есть
Радхе и трясете бородой, я вспоминаю свою козу,— одно лишь притворство, игра.
стала рассказывать она.—А ведь козу мою тоже звали Четвертая разновидность саттвика-абхасы
Радха! Недавно она умерла, бедняжка, так как же мне называется пратипа, ее проявляют те, кто враждебно
не плакать!» Что только не вызывает слезы, а у относится к Кришне. Рупа Госвами упоминает в
чувствительных людей глаза всегда на мокром месте. качестве примера Камсу, у которого однажды при виде
Они плачут, когда слышат о Кришне, но это не Кришны от злости затряслась верхняя губа и запылало
признаки любви к ёогу, не саттвика-бхава—это лицо. Так как он ненавидел Господа, упомянутые
саттвика-абхаса, видимость бхавы, её подобие. признаки относятся к пратипа-саттвика-абхасе, а не
Третья разновидность саттвика-абхасы на- к саттвика-бхаве.
зывается нихсаттва. Них означает «без», соответ- Рупа Госвами объяснил, что такое саттвика-
ственно нихсаттва—явление, начисто лишенное абхаса и каковы ее признаки, чтобы начинающие
саттвы. Речь идет о притворстве, когда человек преданные не ошибались, думая, что у них про-
имитирует признаки любви к ёогу, катаясь по земле и являются признаки бхавы. Мы должны молиться о
проливая слезы, чтобы окружающие считали его