Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 119 ------

Милость в наставлениях, том 1 - Страница 119

уддипта—яркое пламя, и суддипта—бушующее

ашру, когда слезы начинают течь потоком из глаз, и пламя. Самые сильные экстатические признаки, суд-

ваиварнйа, когда меняется цвет тела, и пралая, чувство дипта, бывают только у Шримати Радхики и у Криш-

полного опустошения, и другие. Рупа Госвами шаг за ны в настроении Радхарани—Господа Чайтаньи.

шагом объясняет, откуда они возникают и как При дхумаите, «тлении», проявляются один или

проявляются в преданном. Сначала экстатические сразу два экстатических признака любви к ёогу.

эмоции проявляются в сердце и вызывают в нем Поскольку их мало и они слабы, преданный может

сильное волнение, затем возбуждение охватывает ум, сдержать или вообще скрыть эти проявления. Но на

возбужденный ум, в свою очередь, выводит из последующих уровнях они проявляются само-

равновесия потоки жизненного воздуха. Двигаясь, произвольно и уже не поддаются управлению. На

потоки жизненного воздуха соприкасаются с физи- уровне джвалита («воспламенение») одновременно

ческими элементами, составляющими тело пре- проявляются два или три признака любви к ёогу, на

данного. Когда из равновесия выходит элемент земли, уровне дипта—четыре или пять, на уровне уддипта—

в теле преданного проявляется экстатический признак все сразу. Такой преданный плачет, тело его сотрясает

стамбха, оцепенение, и он застывает, подобно статуе. дрожь, кожа покрывается капельками пота, и волосы

Так, недвижимо, стоят гопи, провожая взглядом на ней подымаются—все эти признаки проявлял

Кришну, когда Он идет пасти коров на пастбище. Когда Господь Чайтанья. Восемь (ашта) экстатических

174 175

Милость в наставлениях «Лаласамайи прартхана»

признаков называются ашта-саттвика-бхава. Они происходит, когда она слышит голос своего ребенка.

бывают разными по силе, длительности и рас- В хоре детских голосов, кричащих «Мама!», она

пространению (например, дрожь может охватывать различит голос своего малыша, и в ее уме появится

как отдельную часть тела преданного, так и все тело его образ. Разумеется, преданный, который поглощен

сразу). мыслями о Господе, всегда чувствует любовь к Нему,

Шрила Рупа Госвами исчерпывающе описал все но уддипаны ее усиливают.

виды саттвика-бхавы и объяснил, как они возникают. Снигдха-саттвика-бхава может возникать как

Он разделил экстатические признаки любви к ёогу на основе одной из пяти главных рас (мукхья-снигдха

(саттвика-бхаву) на три вида: 1) снигдха, «влажные» от слова мукхья—«основная»), так и на основе

(признаки любви к ёогу, возникающие на основе расы вторичных рас (гауна-снигдха от слова гауна—

преданного); 2) дигдха, «сожженные» (признаки «вторичная»). Объясняя гауна-снигдху, Рупа Госвами

любви к ёогу этого вида проявляются у преданного, приводит пример того, как Нанда Махарадж отвез

обладающего рати, но не основываются ни на Кришну в Матхуру, и мама Яшода так рассердилась

главных, ни на вторичных расах3); и 3) рукша, «сухие» на него, что потеряла дар речи—голос ее прерывался

(проявляются в человеке, у которого нет при- и она не могла говорить. Этот признак любви к ёогу,

вязанности к Кришне).