уддипта—яркое пламя, и суддипта—бушующее
ашру, когда слезы начинают течь потоком из глаз, и пламя. Самые сильные экстатические признаки, суд-
ваиварнйа, когда меняется цвет тела, и пралая, чувство дипта, бывают только у Шримати Радхики и у Криш-
полного опустошения, и другие. Рупа Госвами шаг за ны в настроении Радхарани—Господа Чайтаньи.
шагом объясняет, откуда они возникают и как При дхумаите, «тлении», проявляются один или
проявляются в преданном. Сначала экстатические сразу два экстатических признака любви к ёогу.
эмоции проявляются в сердце и вызывают в нем Поскольку их мало и они слабы, преданный может
сильное волнение, затем возбуждение охватывает ум, сдержать или вообще скрыть эти проявления. Но на
возбужденный ум, в свою очередь, выводит из последующих уровнях они проявляются само-
равновесия потоки жизненного воздуха. Двигаясь, произвольно и уже не поддаются управлению. На
потоки жизненного воздуха соприкасаются с физи- уровне джвалита («воспламенение») одновременно
ческими элементами, составляющими тело пре- проявляются два или три признака любви к ёогу, на
данного. Когда из равновесия выходит элемент земли, уровне дипта—четыре или пять, на уровне уддипта—
в теле преданного проявляется экстатический признак все сразу. Такой преданный плачет, тело его сотрясает
стамбха, оцепенение, и он застывает, подобно статуе. дрожь, кожа покрывается капельками пота, и волосы
Так, недвижимо, стоят гопи, провожая взглядом на ней подымаются—все эти признаки проявлял
Кришну, когда Он идет пасти коров на пастбище. Когда Господь Чайтанья. Восемь (ашта) экстатических
174 175
Милость в наставлениях «Лаласамайи прартхана»
признаков называются ашта-саттвика-бхава. Они происходит, когда она слышит голос своего ребенка.
бывают разными по силе, длительности и рас- В хоре детских голосов, кричащих «Мама!», она
пространению (например, дрожь может охватывать различит голос своего малыша, и в ее уме появится
как отдельную часть тела преданного, так и все тело его образ. Разумеется, преданный, который поглощен
сразу). мыслями о Господе, всегда чувствует любовь к Нему,
Шрила Рупа Госвами исчерпывающе описал все но уддипаны ее усиливают.
виды саттвика-бхавы и объяснил, как они возникают. Снигдха-саттвика-бхава может возникать как
Он разделил экстатические признаки любви к ёогу на основе одной из пяти главных рас (мукхья-снигдха
(саттвика-бхаву) на три вида: 1) снигдха, «влажные» от слова мукхья—«основная»), так и на основе
(признаки любви к ёогу, возникающие на основе расы вторичных рас (гауна-снигдха от слова гауна—
преданного); 2) дигдха, «сожженные» (признаки «вторичная»). Объясняя гауна-снигдху, Рупа Госвами
любви к ёогу этого вида проявляются у преданного, приводит пример того, как Нанда Махарадж отвез
обладающего рати, но не основываются ни на Кришну в Матхуру, и мама Яшода так рассердилась
главных, ни на вторичных расах3); и 3) рукша, «сухие» на него, что потеряла дар речи—голос ее прерывался
(проявляются в человеке, у которого нет при- и она не могла говорить. Этот признак любви к ёогу,
вязанности к Кришне).