будете о ней сентиментально разглагольствовать.
баибарнйа-бепатху ха’бе сангхатана
Любовь к Кришне—невероятно сильное всепо-
нирантара нетре ба’бе ашру-дхар
глощающее духовное чувство, и ее могут испытывать
только те преданные, которые действительно нахо-
«Когда же при произнесении божественного имени дятся на возвышенном уровне. Как именно это
Шри Кришны мое тело затрепещет в экстазе, а голос происходит, описывает Шрила Рупа Госвами.
прервется от волнения? Когда же я побледнею и дрожь Признаки экстатической любви к ёогу прояв-
экстаза пробежит по телу? Когда неудержимые слезы ляются у возвышенных вайшнавов произвольно, сами
польются из моих глаз?» Дальше в том же бхаджане: собой, Рупа Госвами называет эти признаки сат-
172 173
Милость в наставлениях «Лаласамайи прартхана»
твика-бхава. Их появление свидетельствует о том, что потоки жизненного воздуха соприкасаются с эле-
живое существо наполнилось шуддха-саттвой и ментом воды, из глаз преданного текут слезы; когда
переживает трансцендентные эмоции. Слово саттва выходит из равновесия элемент огня, преданный
означает «благость», а шуддха-саттва—«чистая бес- потеет; когда в возбуждение приходит элемент
примесная благость», «бескорыстная преданность». К воздуха, голос преданного прерывается, и тело дрожит,
признакам саттвика-бхавы относится стамбха а соприкасаясь с элементом эфира, потоки жизненного
(оцепенение), сведа (появление пота), романча воздуха вызывают пралаю—оцепенение, один из
(вставшие дыбом волоски на теле), кампа (дрожь), видов паралича. Пралая, в отличие от стамбхи,
ашру (слезы), сварбхеда (прерывающийся голос и сопровождается полным оцепенением, когда замирает
неспособность говорить). не только тело и чувства преданного, но даже его ум.
Однажды я беседовал со своим духовным Шрила Рупа Госвами пишет, что экстатические
братом, очень возвышенным вайшнавом, который признаки и их проявление—тема сложная для пони-
сейчас уже оставил этот мир. Во время разговора у мания, поскольку они не только многочисленны, но и
него вдруг перехватило дыхание и ему пришлось разнятся по силе своего проявления: дхумаита—
остановиться. Признаки экстатической любви к ёогу, тление, джвалита—воспламенение, дипта—пламя,
подобные этому, появляются сами собой. Таковы и