сварабхеда-саттвика-бхава, проявился на основе
Рупа Госвами объясняет понятие уддипаны на вторичной расы—гнева [сварабхеда—«прерывание
примере Шримати Радхарани, которая нанизывала голоса»].
гирлянду из цветов кунда и замерла, как статуя, Отношения в обители Кришны насыщены
услышав флейту Кришны. Флейта Кришны, как и Его чувствами. Те отношения, которые мы видим в
тело, поступки, одежда и украшения относятся к материальном мире,—просто искаженное их отра-
уддипанам—усиливают в преданных экстатическую жение, и, как мы знаем, подчас они доставляют людям
любовь к Нему. Конечно, лучше всего усиливает столько беспокойств, боли и страданий, что люди
любовь к Кришне Он Сам—для этого достаточно предпочитают обходиться без них. Гнев, грусть,
увидеть Его или услышать, как Он играет на флейте. печаль, слезы, жадность причиняют страдания и
В одной из своих лекций Шрила Прабхупада объяснял, порабощают нас потому, что они не связаны с
что такое уддипана, на примере матери и ребенка. Он Кришной, а в духовном мире те же чувства усиливают
говорил, что из-за любви к ребенку мать видит его экстатическую любовь к ёогу. Любовь к Кришне
воочию каждый раз, когда ей на глаза попадается насыщена переживаниями—глубокими и сильными,
связанный с ним предмет, например, игрушка. Ее накатывающими подобно океанским волнам, которые
малыш играл этой игрушкой, и поэтому при виде нее подходят к берегу, пенясь и вздымаясь, обрушиваются
в уме матери сразу возникает его образ. То же самое на него, а потом возвращаются в океан. Подобно этому
176 177
Милость в наставлениях «Лаласамайи прартхана»
в сердце преданного, насыщенном шуддха-саттвой, так называемые признаки экстаза. Второй пример—
бурлят духовные эмоции. Внешне они проявляются санньяси Пракашананды Сарасвати. Они были
как признаки саттвика-бхавы (признаки экста- имперсоналистами, но когда видели Господа, который
тической любви к ёогу). Еще раз подчеркнем: сиял подобно миллионам солнц, волоски на их телах
экстатические признаки любви к ёогу возникают сами, вставали дыбом. Позже по милости Господа Чайтаньи
их нельзя вызывать искусственно, подражая. они, конечно, стали персоналистами, вайшнавами.
Второй вид саттвика-бхавы—дигдха-саттви- Саттвика-бхаву не следует путать с саттвика-
ка-бхава. Такие признаки экстатической любви к ёогу абхасой. В «ёхакти-расамрита-синдху» Шрила Рупа
проявляются у преданного, обладающего рати, но в Госвами объясняет, что саттвика-абхаса означает
то же время, эти признаки не основываются ни на «видимость бхавы», и бывает четырех видов. Первый
главных, ни на вторичных расах. В качестве примера вид саттвика-абхасы называется рати-абхаса. Слово
Рупа Госвами снова приводит историю с мамой рати—синоним слову бхава, а кришна-рати, соответ-
Яшодой. Однажды ей приснилась ужасная демоница ственно, синоним слову бхава-бхакти. Преданное
Путана, лежащая на земле. Задрожав, Яшода про- служение на уровне рати спонтанно и возвышенно,
снулась, вскочила и в страхе побежала во двор искать но рати-абхаса это только видимость бхавы, ее могут
Кришну. Чувства экстатической любви появились у проявлять и начинающие преданные в присутствии
нее потому,