Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 120 ------

Милость в наставлениях, том 1 - Страница 120

сварабхеда-саттвика-бхава, проявился на основе

Рупа Госвами объясняет понятие уддипаны на вторичной расы—гнева [сварабхеда—«прерывание

примере Шримати Радхарани, которая нанизывала голоса»].

гирлянду из цветов кунда и замерла, как статуя, Отношения в обители Кришны насыщены

услышав флейту Кришны. Флейта Кришны, как и Его чувствами. Те отношения, которые мы видим в

тело, поступки, одежда и украшения относятся к материальном мире,—просто искаженное их отра-

уддипанам—усиливают в преданных экстатическую жение, и, как мы знаем, подчас они доставляют людям

любовь к Нему. Конечно, лучше всего усиливает столько беспокойств, боли и страданий, что люди

любовь к Кришне Он Сам—для этого достаточно предпочитают обходиться без них. Гнев, грусть,

увидеть Его или услышать, как Он играет на флейте. печаль, слезы, жадность причиняют страдания и

В одной из своих лекций Шрила Прабхупада объяснял, порабощают нас потому, что они не связаны с

что такое уддипана, на примере матери и ребенка. Он Кришной, а в духовном мире те же чувства усиливают

говорил, что из-за любви к ребенку мать видит его экстатическую любовь к ёогу. Любовь к Кришне

воочию каждый раз, когда ей на глаза попадается насыщена переживаниями—глубокими и сильными,

связанный с ним предмет, например, игрушка. Ее накатывающими подобно океанским волнам, которые

малыш играл этой игрушкой, и поэтому при виде нее подходят к берегу, пенясь и вздымаясь, обрушиваются

в уме матери сразу возникает его образ. То же самое на него, а потом возвращаются в океан. Подобно этому

176 177

Милость в наставлениях «Лаласамайи прартхана»

в сердце преданного, насыщенном шуддха-саттвой, так называемые признаки экстаза. Второй пример—

бурлят духовные эмоции. Внешне они проявляются санньяси Пракашананды Сарасвати. Они были

как признаки саттвика-бхавы (признаки экста- имперсоналистами, но когда видели Господа, который

тической любви к ёогу). Еще раз подчеркнем: сиял подобно миллионам солнц, волоски на их телах

экстатические признаки любви к ёогу возникают сами, вставали дыбом. Позже по милости Господа Чайтаньи

их нельзя вызывать искусственно, подражая. они, конечно, стали персоналистами, вайшнавами.

Второй вид саттвика-бхавы—дигдха-саттви- Саттвика-бхаву не следует путать с саттвика-

ка-бхава. Такие признаки экстатической любви к ёогу абхасой. В «ёхакти-расамрита-синдху» Шрила Рупа

проявляются у преданного, обладающего рати, но в Госвами объясняет, что саттвика-абхаса означает

то же время, эти признаки не основываются ни на «видимость бхавы», и бывает четырех видов. Первый

главных, ни на вторичных расах. В качестве примера вид саттвика-абхасы называется рати-абхаса. Слово

Рупа Госвами снова приводит историю с мамой рати—синоним слову бхава, а кришна-рати, соответ-

Яшодой. Однажды ей приснилась ужасная демоница ственно, синоним слову бхава-бхакти. Преданное

Путана, лежащая на земле. Задрожав, Яшода про- служение на уровне рати спонтанно и возвышенно,

снулась, вскочила и в страхе побежала во двор искать но рати-абхаса это только видимость бхавы, ее могут

Кришну. Чувства экстатической любви появились у проявлять и начинающие преданные в присутствии

нее потому,