потребности, хотя все писания и все вайшнавы учат:
«Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное
есть ценности куда более высокие, чем собственное
эго—эти восемь элементов составляют Mою отде-
удовлетворение.
ленную материальную энергию» (ё.-г., 7.4). Но есть и
энергия более высокого порядка—живые существа:
тулайама лавенапи на сваргам напунар-бхавам
апарейам итас тв анйам бхагават-санги-сангасйа мартйанам ким уташишах
ракритим виддхи ме парам
джива-бхутам маха-бахо
«Вознесение на райские планеты и даже погружение
йайедам дхарйате джагат
в сияние ёрахмана, то есть полное освобождение, не
идут ни в какое сравнение с одним мгновением,
«Помимо этой, низшей, энергии, о могучерукий Ар- проведенным в обществе чистого преданного
216 217
Милость в наставлениях «Учение царицы Кунти»
Господа. Для живых существ, которым суждено сарвопадхи-винирмуктам
оставить тело, нет большего блага, чем возможность тат-паратвена нирмалам
общаться с чистым преданным» (ёхаг., 1.18.13). В хришикена хришикеша-
«Чайтанья-чандрамрите» (5) Прабодхананда Сара- севанам бхактир учйате
свати говорит:
Тот, кто посвящает себя преданному служению
каивалйам наракайате Господу, без труда освобождается от склонности к
три-даша-пур акаша-пушпайате материальным отождествлениям и обретает власть
дурдантендрийа-кала-сарпа-патали над своими чувствами. И то, и другое—побочные
проткхата-дамштрайате результаты, которые получает тот, кто занимается