ванию. Разумеется, у такого преданного, как и у
нама-гане сада ручи—устойчивая привязанность к каждого из нас, есть множество обязанностей, но он
воспеванию святых имен Господа; асактис тад- выполняет их из чувства долга. Кришна говорит, что
гунакхйане—привязанность к обсуждению качеств лучше выполнять свой долг, пусть и несовершенно,
Верховной Личности ёога; притис тад-васати- чем в совершенстве выполнять чужой. Но что есть
стхале—стремление жить в святой дхаме или в том первейшая обязанность любого человека? Об этом
месте, где прославляют Кришну. Кришна говорит Арджуне в «ёхагавад-гите», об этом
Конечно, возвышенный преданный видит же говорят Сута Госвами и Шукадева Госвами в
Кришну везде, но мы не на таком высоком уровне, и «Шримад-ёхагаватам». Первейший долг каждого
поэтому Господь милостиво проявляется для нас в человека—помнить о Кришне и развивать при-
форме ёожества в храме, в облике, который мы можем вязанность к слушанию и воспеванию. Если желание
воспринимать. Для преданного нашего уровня развить бхакти пылает в нашем сердце, в его огне
качество притис тад-васати-стхале проявляется как сгорают все другие желания. Мы не можем добиться
желание жить в храме или посещать храм, чтобы этого сами, но это становится возможным по милости
288 289
Милость в наставлениях «Учение царицы Кунти»
Господа, пребывающего в нашем сердце, и по милости родного дома после долгого, полного бед и лишений
вайшнавов, которые всегда помнят о Господе и путешествия, с облегчением видит свой телевизор, и
погружены в воспевание святых имен. любимое кресло, и с криком «Ну наконец-то я
Наши сердца должны быть открыты для пре- вернулся!» радостно в него плюхается. «Теперь я дома,
данных, которые помогают нам развить вкус к и могу делать все, что хочу: захочу включу телевизор,
воспеванию и слушанию, в противном случае мы захочу выключу. Захочу—положу ноги на стол и никто
замкнемся в своем маленьком мирке с умом и сердцем, не посмеет сказать мне, чтобы я сел как следует. Ах,
битком набитом материальными желаниями. Мы как я устал, но путешествие кончилось и я вернулся
станем создавать и защищать собственную реальность, домой». Это не тот дом, в который возвращается
не имеющую отношения к истинной реальности— преданный, потому что для преданного дом—
мирок, в котором станем выполнять свои маленькие сознание Кришны. Только оно может дать нам
желания, окружать себя удобствами и добиваться подлинную, надежную защиту и счастье. Ум пре-
своего маленького счастья. Мы решим, что раз уж нам данного спокоен, потому что он чувствует: Кришна
приходится жить в этом мире, то стоит, по крайней его защищает. Там, где есть Кришна, нет майи.
мере, устроиться в нем поуютнее, оградив себя от
беспокойств. Но нет, Шрила Прабхупада преду-
кришна—сурйа-сама; майа хайа андхакара
преждает нас, что в материальном мире