твенной природе Кришны, но эта мысль сразу же
362 363
Милость в наставлениях «Учение царицы Кунти»
тонет в любви к Кришне—как травинка, брошенная в Явившись как Кришна пять тысяч лет назад, Господь
котел с бурлящим молоком, едва появившись, снова дал наставление: ман-мана бхава мад-бхакто, но
погружается на дно. Иногда они просто повторяют позже решил прийти как Шри Чайтанья Махапрабху
чьи-то утверждения. Например, Гарга-муни рассказал и показать живым существам пример. Поэтому Он
маме Яшоде и Нанде Махараджу о том, что Кришна явился Сам в настроении Шримати Радхарани—
ёог, и Нанда Махарадж иногда повторяет его слова, величайшей преданной, постоянно пребывающей в
но сам он его утверждениям не придает значения. настроении ман-мана бхава мад-бхакто, ни на
Любовь преданных Вриндаваны настолько минуту не забывающей Кришну. В «Чайтанья-
возвышенна, что они даже не знают, что являются чаритамрите» (Ади, 3.26) Господь объясняет: «Мои
высочайшими преданными и самыми возвышенными воплощения приходят в материальный мир, чтобы
живыми существами в творении. Они знают одно— установить религиозные принципы, соответству-
Кришну. Они медитируют только на Него, всегда ющие эпохе. Но только Я могу даровать любовное
стараются доставить Ему радость своим спонтанным служение в настроении обитателей Враджи». Поэтому
служением. Господь Чайтанья пришел, чтобы дать нам Господь решил прийти и учить живые существа Своим
именно такую спонтанную экстатическую любовь. примером, потому что невозможно учить других, не
показывая пример. Кришнадас Кавирадж Госвами
цитирует стихи из «ёхагавад-гиты»:
йуга-дхарма правартаиму нама-санкиртана
чари бхава-бхакти дийа начаму бхувана
йад йад ачарати шрештхас
«Я лично положу начало религии этого века—нама- тат тад эветаро джанах
санкиртане, совместного воспевания святого имени. са йат праманам куруте
Я заставлю весь мир ощутить четыре вкуса любовного локас тад анувартате
преданного служения и танцевать в экстазе» (Ч.-ч.,
Ади, 3.19). Шрила Прабхупада добавляет в коммен-
«Что бы ни делал великий человек, обыкновенные
тарии, что Господь упомянул четыре вкуса преданного
люди следуют его примеру. И какие бы нормы ни
служения (чари бхава-бхакти)—дасью, сакхью,
устанавливал он своим поведением, их придер-
ватсалью и мадхурью. Господь Чайтанья не считал
живается весь мир» (ё.-г., 3.21). «Если бы Я не учил
шанта-расу настоящей формой преданного служения.