работы,
найдя лучшее. Так же и преданный отрекается от
380 381
Милость в наставлениях «Учение царицы Кунти»
материального мира не ради отречения как такового, материальные желания и духовный прогресс несов-
а для того, чтобы получить нечто осязаемое, имеющее местимы друг с другом. До тех пор, пока человек не
духовную ценность. Шрила Рупа Госвами, Санатана научится видеть, что все окружающее духовно и
Госвами, Шрила Рагхунатха дас Госвами и другие от- связано с Верховным Господом, он должен всегда
казались от роскошной мирской жизни и бла- отличать дух от материи. Такой духовный учитель, как
госостояния, чтобы служить Господу. С материальной Шрила Санатана Госвами, хотя и способен видеть, что
точки зрения они были преуспевающими людьми. все духовно, подает этот пример нам, не имеющим
Рупа и Санатана занимали посты министров в духовного видения.
бенгальском правительстве, а Шрила Рагхунатха дас
Госвами был сыном одного из крупных заминдаров Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Царица
того времени. Но они оставили все, чтобы обрести Кунти предлагает поклоны Господу, называя Его
нечто высшее. У преданных, как правило, нет единственной собственностью материально нищих.
материальной собственности, зато они обладают Под материально нищими Кунти подразумевает тех,
тайным сокровищем—лотосными стопами Господа. кто не имеет материальных привязанностей. В
Есть замечательная история, связанная со конечном счете, вайшнавы стремятся именно к тому,
Шрилой Санатаной Госвами. У него был фило- чтобы у них была только одна привязанность—
софский камень, который валялся в куче мусора. привязанность к служению Кришне. Нарада Муни в
Человек, попавший в нужду, взял его, но задумался, «Шримад-ёхагаватам» говорит, что Верховный
почему этот бесценный камень хранится в таком Господь очень дорог тем преданным, у которых нет
неподходящем месте. Тогда он попросил у Санатаны материального богатства, но которые полностью
самую ценную вещь, и ему было дано святое имя удовлетворены преданным служением Ему. Отно-
Господа. Акинчана означает «тот, кто не может дать шения с такими преданными доставляют Господу
ничего материального». Истинный преданный, наслаждение.
махатма, никогда не одаривает материальными Преданный, который развил в себе привя-
вещами, так как он уже отказался от всякой мате- занность к Господу и обрел прибежище у Его лотосных
риальной собственности. Но он может дать самое стоп, дорожит этим сокровищем и чувствует, как
ценное—Личность ёога, ибо Господь является Господь отвечает ему взаимностью. Господь тоже
единственным достоянием истинного преданного. высоко ценит Своего слугу. Прабхупада сравнивает
Философский камень Санатаны Госвами, лежавший такую удачливую личность с драгоценным камнем:
в куче мусора, не принадлежал ему, иначе он не хранил когда вы держите в руке драгоценность, ваши пальцы
бы его там. Этот особый пример приводится для крепко сжаты, потому что вы не хотите ее потерять.
преданных-неофитов, чтобы убедить их в том, что Точно так же Верховный Господь крепко держит
382