манданам лока-ранджанам
ственные наслаждения, потому что ядовитые змеи его
чувств лишены зубов и больше не жалят. Чувства
такого вайшнава не влекут его к объектам, даже когда В этом стихе говорится о том, что если у человека нет
эти объекты появляются перед его глазами. И вот тогда бхакти, преданности, то его благородное про-
весь мир для него становится радостным [вишвам исхождение, принадлежность к великой нации,
106 107
Милость в наставлениях «Чайтанья-ёхагавата»
аскезы, покаяния и умение произносить ведические признание его преданность и искреннее желание
мантры—не более чем украшения на трупе, годные удовлетворить Господа, но он не устраивает из своего
только на то, чтобы ублажать толпу [«Хари-бхакти- служения театрализованных представлений. Если
судходая», 3.11]. Если тело безжизненно, что проку его Кришна будет нами доволен, всё остальное при-
украшать? Этим его не оживишь. Точно так же, если ложится: и признание, и Его ответное отношение,—
нет преданности,—единственного, что доставляет Он даст нам всё превыше наших ожиданий. Доставить
Господу удовольствие,—что толку от благородного удовольствие Господу—подлинное совершенство и
происхождения, аскез, образования и красоты? высшая цель любой деятельности для преданного. Но
Господа Чайтанью нельзя привлечь материальными Кришне нравится только когда Ему служат с любовью,
качествами, но Он милостиво откликается на Его не радует служение, предложенное Ему с
искреннее чувство в сердце человека. Поскольку мы гордостью, в расчете на почет или выгоду. С другой
хотим, чтобы Шри Чайтанья пролил на нас Свою стороны, Господь примет служение, предложенное с
милость, нам всем надлежит помнить: не существует любовью, и ответит взаимностью, даже если в сердце
такой деятельности, совершая которую даже без преданного есть еще множество желаний. Кришна
преданности, человек может добиться Его милости. обещает это, да и разве может Кришна не ответить на
Только преданность, а не деятельность как таковая, любовь? Если Господь этого хочет, ничто Ему не в
дает право на Его милость. Это подтверждается силах помешать. Ракхе кришна маре ке маре кришна
множеством историй, в частности, историей из ракхе ке—Если Кришна хочет кого-нибудь защитить,
«Чайтанья-ёхагаваты» о Духкхи, служанке Шриваса никто не сможет Ему помешать. Если Он хочет кого-
Тхакура. нибудь убить, Его тоже никто не остановит. Точно так
Каждый день Духкхи приносила в горшках воду же, если Господь хочет ответить взаимностью на
из Ганги и ставила их во дворе Шриваса Тхакура, чувства преданного, кто Ему запретит? Его воля
чтобы Господь Чайтанья мог принять омовение. верховна, а желания не знают препятствий. Кришна
Господь не видел Духкхи, потому что она не по- хочет отвечать на чувства каждого живого существа.
казывалась Ему на глаза, однако заметил преданность
в ее сердце. Духкхи носила