Кришны. Нужно вооружиться верой и продолжать
проповедовать. Наша вера возрастет, потому что, когда мы
преодолеваем разного рода препятствия, она крепнет. Пре-
данный смотрит на них как на возможность укрепить свою
веру, не унывает, не скорбит, не обвиняет в несовершенстве
философию или самого себя, не теряет веры.
Прабхупада говорит, что преданному иногда приходится
идти на риск, пытаясь убедить других в необходимости при-
нять сознание Кришны. Он идет на него, даже если не совсем
хорошо подготовлен к проповеди, и его вера крепнет. Он не
сидит, сложа руки, а живет сознанием Кришны; не философ-
ствует, а именно живет — старается удовлетворить Госпо-
да, применяя те теоретические знания о Сознании Кришны,
которые он получил. И тогда книги Шрилы Прабхупады ожи-
вают — он начинает понимать их все глубже и глубже. Несо-
мненно, изучать философию очень важно, и делать это необ-
ходимо ежедневно. Однако слушать означает действовать —
действовать, основываясь на услышанном. Это позволит об-
рести твердую веру и начать понимать, что представляет из
себя движение санкиртаны Господа Чайтаньи. Понять хоть
немного, сколь велико могущество движения санкиртаны —
все равно, что попробовать капельку нектара преданного слу-
жения. Это будет одна капля из океана, который может в
будущем нам открыться. Сам океан безбрежен, потому что
безграничен Господь Кришна.
Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами пишет в «Чай-
танья-чаритамрите», что он не способен в полной мере про-
славить Господа Чайтанью Махапрабху, поскольку невоз-
можно исчерпывающе описать каждое мгновение Его игр.
Господь совершает непостижимые деяния, и достичь глубин
океана Его безграничных игр, явленных Им ради спасения
падших душ, невозможно. Каждая игра Господа дает нам
возможность бесконечно углублять понимание Его качеств
и Его безграничного сострадания. Этот океан неисчерпаем.
Такова природа Господа.
Господь абсолютно полон — садаишварья пурнам — Он в
полной мере обладает шестью достояниями. Он также неис-
черпаем. Как-то раз один мальчик отправился к Дина-бандху
за йогуртом для своих школьных друзей, но Господь дал им
всего лишь один маленький горшочек йогурта на всех. Ког-
да мальчик показал этот горшочек учителю, тот возмутился:
«И это всё, что ты принес! Ты думаешь, такого маленько-
го горшочка хватит на весь класс?» В негодовании, учитель
выплеснул йогурт на землю. Но, поставив горшочек на стол,
он к удивлению своему обнаружил, что сосуд полон до кра-
ев. Тогда учитель вылил йогурт еще раз — горшочек вновь
оказался полным. Господь садаишварья пурнам, абсолютно
полон, неисчерпаем и неистощим. Его игры не имеют гра-
ниц, и преданный, который это осознал, понимает Господа
все глубже и глубже, что становится для него источником по-
стоянного вдохновения и побуждает его лучше служить Гос-
поду.
Играм Господа Чайтаньи нет предела, и, если мы хотим,
чтобы Они начали раскрываться перед нами, мы должны вы-
ходить к людям и проповедовать им сознание Кришны. Пра-
бхупада говорит, что, даже когда человек пытается пропове-
довать — это лучшее служение Господу, ибо проповедники,
невзирая на противодействие, стараются поднять людей на
высшую ступень самоосознания. Какими же качествами дол-
жен обладать распространитель книг? Он должен верить в
указания Господа и духовного учителя, мужественно встре-
чать всевозможные препятствия, стараться возвысить других
людей до уровня сознания Кришны, развивать в себе желание
всегда служить этой миссии и быть готовым пойти на любой
риск ради Господа. Однако не нужно лезть на рожон, пото-
му что, проповедуя в материальном мире, и без того прихо-
дится рисковать. Нужно, твердо веря в то, что Господь все-
гда защищает предавшиеся Ему души, вручить себя Господу
и просто стараться доставить Ему удовольствие.
Когда не покупают книги
Винница, лето 1995 года
Ответы на вопросы
Вопрос: Почему на санкиртане иногда случается, что люди,
у которых есть деньги и которые даже взяли книги в руки,
все-таки не покупают их?
Ответ: У каждого живого существа есть право на выбор.
Люди, слишком привязанные к удовлетворению чувств и ма-
териальному богатству, не могут решиться даже на то, что-
бы купить книгу. Поэтому мы должны усилить свое желание
проповедовать Сознание Кришны и стараться очиститься.
Чистота и желание дать Кришну людям должны быть на-
столько велики, что, даже если человек не решается взять
книгу, Кришна, услышав наши молитвы, из сердца побудил
бы его к этому. Следует понимать: купит человек книгу или
нет, зависит и от нас. Ответственность лежит и на нас. Воз-
можно, наше желание еще не достаточно чистое и сильное.
Однако это не значит, что мы вправе вынуждать челове-
ка купить книгу. Таким способом невозможно усилить жела-
ние проповедовать. Если человек отказывается от книги, не
нужно хватать его за руку и совать ему книгу. Так мы ни-
когда не усилим желание проповедовать! Усилить его — это
значит сделать его искренним, подлинным. Преданный, ко-
торый, действительно, очень хочет проповедовать, безмерно
сострадателен. Даже когда он беседует с человеком, он мо-
литься Кришне, находящемуся в сердце собеседника: «Криш-
на, я знаю: Ты в его сердце. Так помоги же ему услышать
меня! Все его возражения полностью материалистичны, по-
тому что он мыслит как материалист. Но я знаю, что в его
сердце есть Ты. Ты способен управлять его умом. Пожалуй-
ста, помоги ему услышать мои слова!» Так можно усилить
в себе желание давать Кришну другим.
Преданные не стремятся к освобождению
«Шримад-Бхагаватам», 7.6.25
Бостон, октябрь 1995 года
туште ча татра ким алабхйам ананта адйе
ким таир гуна-вйатикарад иха йе сва-сиддхах
дхармадайах ким агунена ча канкшитена
сарам джушам чаранайор упагайатам нах
На свете нет ничего, что было бы недоступно для пре-
данных, которые удовлетворили Верховную Личность Бога,
причину всех причин и изначальный источник всего суще-
го. Господь является вместилищем безграничных духовных
качеств. Поэтому преданные, которые возвысились над