Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 6 ------

Милость в наставлениях, том 2 - Страница 6

Гу-

нами материальной природы, не стремятся к плодам рели-

гиозности, экономического развития, чувственного удовле-

творения и освобождения, ибо плоды такой деятельности

приходят к человеку сами, под влиянием материальных гун.

Мы же, преданные, неустанно возносим хвалу лотосным

стопам Господа, и потому нам нет нужды просить ни о чем,

что касается дхармы, камы, артхи и мокши.

Комментарий Шрилы Прабхупады: Как правило, люди в ци-

вилизованном обществе стремятся следовать принципам ре-

лигии, жить в достатке, иметь разнообразные чувственные

наслаждения и в конце концов обрести освобождение. Пре-

данные, однако, не видят в этом ничего привлекательного.

Они без труда достигают всех этих целей, даже не при-

лагая к этому дополнительных усилий. Билвамангала Тха-

кур говорил: муктих свайам мукулитанджали севате `сван

дхармартха-кама-гатайах самайа-пратикшан. Освобожде-

ние всегда стоит у дверей преданного и ждет его распоря-

жений. Мирская религиозность, экономическое благополу-

чие, чувственное удовлетворение и освобождение — все они

только и ждут той возможности, чтобы оказать преданному

какую-нибудь услугу. Преданный Господа всегда находится

на трансцендентном уровне; следовательно, он уже обладает

всеми качествами, необходимыми для того, чтобы обрести

освобождение. Это также подтверждается в «Бхагавад-гите»

(14.24): са гунан саматитйаитан брахма-бхуйайа калпате —

преданный, который возвысился до уровня Брахмана, транс-

цендентен к деятельности трех гун материальной природы и

ее последствиям.

В этом стихе Прахлада Махарадж говорит: агунена ча

канкилитена — того, кто посвятил себя трансцендентному

любовному служению лотосным стопам Господа, не интере-

суют плоды дхармы, артхи, камы или мокши. Поэтому в са-

мом начале этого трансцендентного произведения, «Шримад-

Бхагаватам», сказано: дхармах проджджхита-каитаво `тра.

Дхарма, артха, кама и мокша есть ни что иное как кайтава,

обманная и бессмысленная деятельность. Нирматсаранам,

или те, кто возвысился над деятельностью, основанной на

телесных различиях, кто не проводит границы между поня-

тиями «мое» и «чужое» и кто просто занят преданным слу-

жением Господу, действительно способны следовать принци-

пам бхагавата-дхармы (дхарман бхагаватан иха). Поскольку

преданный является нирматсарой, свободным от зависти,

он старается делать так, чтобы все вокруг него стали пре-

данными, даже его враги. Шрила Мадхвачарья в этой свя-

зи отмечает: канкшате мокша-гам апи сукхам наканкшато

йатха. Преданные Господа не стремятся обрести материаль-

ное счастье; их не привлекает даже счастье, которое приносит

освобождение. Этот уровень называется анйабхилашита-

шунйам джнана-кармадй-анавритам. Карми жаждет наслаж-

даться материальным счастьем, гьяни хочет обрести осво-

бождение, однако преданный не имеет никаких материальных

желаний; его радует уже одно то, что он может занимать-

ся трансцендентным любовным служением лотосным стопам

Кришны и повсюду проповедовать о славе Господа, видя в

этой деятельности смысл своей жизни. По милости предан-

ного можно понять, к чему надо стремиться.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Прахлада Маха-

радж говорит о достоинствах преданного служения и о том,

что преданное служение превосходит все, чего только мож-

но достичь в материальном мире. Преданных не интересу-

ет дхарма, артха, карма и мокша; всегда прославляя лотос-

ные стопы Господа, они ни в чем не испытывают нужды.

Другими словами, человек, в котором просыпается желание

постоянно прославлять Верховную Личность Бога, получает

высшее наслаждение, и его привязанность к материальному

миру исчезает без следа. В «Нектаре Преданности» Шрила

Рупа Госвами говорит, что счастье, которое человек обре-

тает в сознании Кришны, не только содержит в себе все то

счастье, которое можно обрести с помощью дхармы, артхи,

кармы и мокши, но и намного его превосходит. Что касает-

ся современного материалистического общества со всей его

дхармой, артхой, камой, мокшей и религией ради экономи-

ческого процветания и освобождения, общества, которому

нет дела до трансцендентных развлечений Верховной Личнос-

ти Бога, — оно не способно прийти к преданному служению

Господу. С другой стороны, люди могут продолжать выпол-

нять свои обязанности брахманов, кшатриев, вайшей и шудр,

если перестанут умствовать и посвятят все свое время слу-

шанию трансцендентных повествований об играх Верховной

Личности Бога, поведанных Им Самим или Его преданными.

Так можно покорить Верховного Господа, над которым не

может одержать верх никто во всех трех мирах. Освобожде-

ние всегда к услугам преданного Господа, и стоит у его две-

рей со сложенными ладонями.

Невозможно освободить общество из рабства материаль-

ного мира до тех пор, пока люди не начнут слушать и воспе-

вать славу Господа. Почему преданных не интересует осво-

бождение? Они дорожат возможностью слушать и говорить

о Кришне. Зачем им освобождение? В «Шримад-Бхагаватам»

говорится, что Кришна легко дает освобождение, но не бхак-

ти. Он дарует бхакти лишь тем, кто покорил Его своей

любовью и преданностью. Безусловно, бхакти превосходит

мукти, освобождение. Мукти временно, его нельзя считать

полным, и оно не помогает установить отношения с Криш-

ной, тогда как бхакти лежит в основе взаимоотношений с

Господом. Все доступно тому, кто доставил Господу удоволь-

ствие, и в этом нет сомнений. Преданные получают величай-

шее наслаждение, слушая трансцендентные повествования о

славе Господа. Счастье, которое они испытывают, превосхо-

дит счастье от освобождения.

Мы представляем себе освобождение как избавление от

страданий. Но для того, чтобы избавиться от страданий, не

обязательно слушать повествования о Кришне и воспевать

Его имена, такое освобождение находится во власти сил ма-

териального мира, оно не длится долго и его нельзя считать

настоящим. Подлинное освобождение состоит в том, чтобы

постоянно наслаждаться повествованиями о Верховном Гос-

поде, все время, без конца. Так человек расстается с привя-

занностью к мирскому обществу, к показному, призрачному

его блеску, и понимает, что окажет обществу наивысшую

услугу, если познакомит людей с трансцендентными повест-

вованиями о Кришне.

В комментарии Шрила Прабхупада пишет: «Карми стре-

мятся к мирскому счастью, гьяни жаждут освобождения, но

преданный не стремится ни к одному, ни к другому, потому

что полностью счастлив, совершая трансцендентное любов-

ное служение лотосным стопам Господа и прославляя Его.

Преданный прославляет

Навигация:

Страница 8
Страница 7
-- Страница 6 --
Страница 5
Страница 4