личности прошлого. Шрила Прабхупада сделал
процесс бхакти невероятно доступным — теперь этим лег-
ким и возвышенным методом самопознания могут восполь-
зоваться все без исключения.
Когда мы выходим распространять книги, мы неизбежно
сталкиваемся со многими трудностями, но это даже хорошо:
трудности побуждают нас беспомощно молиться Господу, та-
ким образом помогая нам достичь сознания Кришны.
Преданный всегда чувствует себя беспомощным, испол-
няя свои обязанности. Почему он берется за их исполнение?
Потому что знает, что для удовольствия гуру и Кришны и ра-
ди собственного очищения он должен взять на себя опреде-
ленные обязанности. Материалисты, не имея верного пред-
ставления о том, в чем состоит их долг, выдумывают себе
обязанности сами. Они не знают, что главный, первейший
долг каждого, — посвящать всю свою деятельность Господу.
Все, что мы делаем, мы должны делать ради удовольствия
Вишну, Верховного Господа.
Исполняя свои предписанные обязанности, преданный
осознает: это мой долг, я должен доставить радость духовно-
му учителю, я должен удовлетворить Кришну — я должен де-
лать это с чувством беспомощности. Откуда же берется это
чувство? Шрила Прабхупада рассказывает, что он чувство-
вал, начиная проповедь в Америке: «У меня есть указание ду-
ховного учителя, и я должен его выполнить. Но разве я спо-
собен на что-то сам? Своими силами мне ничего не добиться.
Я даже не представляю, чего я должен добиться». Предан-
ный может не до конца понимать план Кришны, но одно он
знает наверняка — он знает, что обязан выполнить наставле-
ние своего духовного учителя. Чувство ответственности пе-
ред духовным учителем, желание доставить ему радость да-
ют преданному силы, чтобы выполнять свои обязанности, и
разум, чтобы понять, что успех не является следствием на-
ших собственных усилий. Понимать это очень важно.
«Нельзя сказать, что, как только вы приходите в Движе-
ние сознания Кришны, вы сразу же понимаете, в чем суть его
миссии. Это не так. Сначала вас заботит лишь собственное
духовное благополучие. И только потом вы начинаете пони-
мать, что должны давать сознание Кришны другим. Это на-
правление указывает вам духовный учитель».
Часто люди приходят к Богу с надеждой на то, что Он
облегчит их страдания. «А вдруг поможет», — думают они.
Сначала они не понимают, какова миссия Движения созна-
ния Кришны, потому что слишком возбуждены, слишком
погружены в мысли о себе и своих потребностях, не могут
пробиться сквозь стену своего ложного эго и понять, в чем
состоит миссия ИСККОН. Они заняты исключительно соб-
ственным очищением. Но что представляет из себя процесс
очищения? Чето дарпана марджана. Искренний преданный
постепенно начинает понимать, что наш метод очищения это
не просто следование правилам и предписаниям ради соб-
ственного блага. Все эти правила и ограничения предназна-
чены для того, чтобы помочь нам всегда помнить о Кришне,
утвердиться в служении Ему и понять, чего Он от нас ждет.
Наш долг не в том, чтобы получить освобождение, но чтобы
доставить удовольствие Господу. Это и есть настоящее слу-
жение. Тот, кто служит Господу, уже освобожден.
Служа Господу, преданный достигает освобождения ав-
томатически. Ему нет необходимости стремиться к освобож-
дению: единственное, чего он ищет, — это преданное служе-
ние. Служение — вот что самое важное.
Качества вайшнава.
Терпение.
Москва, «Бхактъялока» (глава 2.3 «Терпение»)
«Откуда у преданного столько тер-
пения? Истина проста: человек ста-
новится очень терпеливым, если уве-
рен что Кришна позаботится о нем
при любых обстоятельствах».
Сегодня речь пойдет о качестве, которое называется дхаирья,
терпение.
Тем, кто хочет добиться успеха в преданном служении, обла-
дать дхаирьей, терпением, крайне важно. Такого терпеливого
человека называют дхирой, сдержанным и уравновешенным.
Те, у кого этого качества нет, всегда беспокойны. Нетерпе-
ливый человек не в состоянии ничего делать как следует.
Дхария же позволяет преданному сначала подчинить себе
свои чувства, а потом покорить весь мир. Признаки дхаирьи
описываются в первом стихе «Шри Упадешамриты»:
вачо вегам манасах кродха-вегам
джихва-вегам ударопастха-вегам
этан веган йо вишахета дхирах
сареам апимам пртхиеим са шишйат
«Уравновешенный человек, способный контролировать
речь, совладать с требованиями ума, умеющий сдерживать
гнев и укрощать побуждения языка, желудка и гениталий,
обладает всеми качествами, необходимыми для того, чтобы
принимать учеников повсюду в мире».
Шрила Бхактивинода Тхакур рассказывает здесь о терпении.
Он говорит о том, как важно человеку, идущему по пути пре-
данного служения, быть терпеливым. Беседуя с преданны-
ми, я часто нахожу подтверждение этим словам. Причиной
одного из множества беспокойств в умах преданных являет-
ся озабоченность своим духовным продвижением: «Почему
я все еще не чистый преданный? Почему меня до сих пор
мучают проблемы? Почему я не валюсь с ног от экстаза,
ведь я занимаюсь преданным служением уже целых три года.
Сколько мне еще ждать?» Все эти вопросы могут показать-
ся забавным преувеличением, но мне действительно прихо-
дится отвечать на них. Именно поэтому Бхактивинода Тха-
кур говорит, что тот кто хочет достичь успеха в преданном
служении, должен запастись терпением. Далее он объясняет,
что такого терпеливого человека называют дхирой, сдержан-
ным, уравновешенным человеком. Довольно интересно про-
следить, как Бхактивинода Тхакур объясняет значение пер-
вого стиха «Упадешамриты». Он пишет, что в этом стихе
говорится о дхаиръи, хотя этого слова там нет. Шрила Рупа
Госвами употребляет другое слово, дхира, которое означа-
ет «сдержанный», «уравновешенный». Очевидно, что поня-
тие дхира и дхаирья тождественны. В первом стихе «Упа-
дешамриты» говорится о том, что нужно сдерживать шесть
телесных побуждений. Того, кто на это способен, называют
дхирой, человеком, владеющим собой в совершенстве.
Бхактивинода Тхакур объясняет, как человек становится
дхирой. Как ему удается управлять свей речью, сдерживать
гнев, не идти на поводу у своего ума? Он очень терпелив. От-
куда же берется его терпение? Истина проста: человек ста-
новится терпеливым, если уверен что Кришна позаботится о
нем