Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 8 ------

Милость в наставлениях, том 2 - Страница 8

личности прошлого. Шрила Прабхупада сделал

процесс бхакти невероятно доступным — теперь этим лег-

ким и возвышенным методом самопознания могут восполь-

зоваться все без исключения.

Когда мы выходим распространять книги, мы неизбежно

сталкиваемся со многими трудностями, но это даже хорошо:

трудности побуждают нас беспомощно молиться Господу, та-

ким образом помогая нам достичь сознания Кришны.

Преданный всегда чувствует себя беспомощным, испол-

няя свои обязанности. Почему он берется за их исполнение?

Потому что знает, что для удовольствия гуру и Кришны и ра-

ди собственного очищения он должен взять на себя опреде-

ленные обязанности. Материалисты, не имея верного пред-

ставления о том, в чем состоит их долг, выдумывают себе

обязанности сами. Они не знают, что главный, первейший

долг каждого, — посвящать всю свою деятельность Господу.

Все, что мы делаем, мы должны делать ради удовольствия

Вишну, Верховного Господа.

Исполняя свои предписанные обязанности, преданный

осознает: это мой долг, я должен доставить радость духовно-

му учителю, я должен удовлетворить Кришну — я должен де-

лать это с чувством беспомощности. Откуда же берется это

чувство? Шрила Прабхупада рассказывает, что он чувство-

вал, начиная проповедь в Америке: «У меня есть указание ду-

ховного учителя, и я должен его выполнить. Но разве я спо-

собен на что-то сам? Своими силами мне ничего не добиться.

Я даже не представляю, чего я должен добиться». Предан-

ный может не до конца понимать план Кришны, но одно он

знает наверняка — он знает, что обязан выполнить наставле-

ние своего духовного учителя. Чувство ответственности пе-

ред духовным учителем, желание доставить ему радость да-

ют преданному силы, чтобы выполнять свои обязанности, и

разум, чтобы понять, что успех не является следствием на-

ших собственных усилий. Понимать это очень важно.

«Нельзя сказать, что, как только вы приходите в Движе-

ние сознания Кришны, вы сразу же понимаете, в чем суть его

миссии. Это не так. Сначала вас заботит лишь собственное

духовное благополучие. И только потом вы начинаете пони-

мать, что должны давать сознание Кришны другим. Это на-

правление указывает вам духовный учитель».

Часто люди приходят к Богу с надеждой на то, что Он

облегчит их страдания. «А вдруг поможет», — думают они.

Сначала они не понимают, какова миссия Движения созна-

ния Кришны, потому что слишком возбуждены, слишком

погружены в мысли о себе и своих потребностях, не могут

пробиться сквозь стену своего ложного эго и понять, в чем

состоит миссия ИСККОН. Они заняты исключительно соб-

ственным очищением. Но что представляет из себя процесс

очищения? Чето дарпана марджана. Искренний преданный

постепенно начинает понимать, что наш метод очищения это

не просто следование правилам и предписаниям ради соб-

ственного блага. Все эти правила и ограничения предназна-

чены для того, чтобы помочь нам всегда помнить о Кришне,

утвердиться в служении Ему и понять, чего Он от нас ждет.

Наш долг не в том, чтобы получить освобождение, но чтобы

доставить удовольствие Господу. Это и есть настоящее слу-

жение. Тот, кто служит Господу, уже освобожден.

Служа Господу, преданный достигает освобождения ав-

томатически. Ему нет необходимости стремиться к освобож-

дению: единственное, чего он ищет, — это преданное служе-

ние. Служение — вот что самое важное.

Качества вайшнава.

Терпение.

Москва, «Бхактъялока» (глава 2.3 «Терпение»)

«Откуда у преданного столько тер-

пения? Истина проста: человек ста-

новится очень терпеливым, если уве-

рен что Кришна позаботится о нем

при любых обстоятельствах».

Сегодня речь пойдет о качестве, которое называется дхаирья,

терпение.

Тем, кто хочет добиться успеха в преданном служении, обла-

дать дхаирьей, терпением, крайне важно. Такого терпеливого

человека называют дхирой, сдержанным и уравновешенным.

Те, у кого этого качества нет, всегда беспокойны. Нетерпе-

ливый человек не в состоянии ничего делать как следует.

Дхария же позволяет преданному сначала подчинить себе

свои чувства, а потом покорить весь мир. Признаки дхаирьи

описываются в первом стихе «Шри Упадешамриты»:

вачо вегам манасах кродха-вегам

джихва-вегам ударопастха-вегам

этан веган йо вишахета дхирах

сареам апимам пртхиеим са шишйат

«Уравновешенный человек, способный контролировать

речь, совладать с требованиями ума, умеющий сдерживать

гнев и укрощать побуждения языка, желудка и гениталий,

обладает всеми качествами, необходимыми для того, чтобы

принимать учеников повсюду в мире».

Шрила Бхактивинода Тхакур рассказывает здесь о терпении.

Он говорит о том, как важно человеку, идущему по пути пре-

данного служения, быть терпеливым. Беседуя с преданны-

ми, я часто нахожу подтверждение этим словам. Причиной

одного из множества беспокойств в умах преданных являет-

ся озабоченность своим духовным продвижением: «Почему

я все еще не чистый преданный? Почему меня до сих пор

мучают проблемы? Почему я не валюсь с ног от экстаза,

ведь я занимаюсь преданным служением уже целых три года.

Сколько мне еще ждать?» Все эти вопросы могут показать-

ся забавным преувеличением, но мне действительно прихо-

дится отвечать на них. Именно поэтому Бхактивинода Тха-

кур говорит, что тот кто хочет достичь успеха в преданном

служении, должен запастись терпением. Далее он объясняет,

что такого терпеливого человека называют дхирой, сдержан-

ным, уравновешенным человеком. Довольно интересно про-

следить, как Бхактивинода Тхакур объясняет значение пер-

вого стиха «Упадешамриты». Он пишет, что в этом стихе

говорится о дхаиръи, хотя этого слова там нет. Шрила Рупа

Госвами употребляет другое слово, дхира, которое означа-

ет «сдержанный», «уравновешенный». Очевидно, что поня-

тие дхира и дхаирья тождественны. В первом стихе «Упа-

дешамриты» говорится о том, что нужно сдерживать шесть

телесных побуждений. Того, кто на это способен, называют

дхирой, человеком, владеющим собой в совершенстве.

Бхактивинода Тхакур объясняет, как человек становится

дхирой. Как ему удается управлять свей речью, сдерживать

гнев, не идти на поводу у своего ума? Он очень терпелив. От-

куда же берется его терпение? Истина проста: человек ста-

новится терпеливым, если уверен что Кришна позаботится о

нем

Навигация:

Страница 10
Страница 9
-- Страница 8 --
Страница 7
Страница 6