при любых обстоятельствах. Такой человек терпелив, ум
его умиротворен и находился под контролем. Нетерпеливому
человеку очень трудно управлять своим умом, потому что он
хочет немедленных результатов. Если он занят каким-нибудь
делом, которое требует постоянных усилий, но не приносит
быстрого результата, его ум не даст ему ни минуты покоя:
«Может лучше заняться чем-нибудь другим. Ничего не вы-
ходит». Результат появится, если просто продолжать выпол-
нять свои обязанности. Следует понимать: «Плоды деятель-
ности приходят по милости Кришны». Так можно управлять
своим умом и речью. Иногда нам кажется, что мы обязаны
высказаться, выразить свои мысли, потому что, в проивном
случае, как нам кажется, Кришна не узнает о том, что нас
волнует и ничем нам не поможет.
Важно понять, как Бхактивинода Тхакур связывает эти
два понятиями дхира и дхаирья. Человек без особого труда
может обуздывать свои чувства, если у него есть терпение.
Он знает, Кришна даст ему все что необходимо, поэтому он
контролирует свой язык, речь, ум и сдерживает гнев. Бхак-
тивинода Тхакур также упоминает о том, что научившись
управлять самим собой, человек может править всем миром.
Это утверждение не так легко понять. Что значит «управ-
лять всем миром»? Всем управляет Кришна, и мы это знаем.
Как человек может управлять миром? Бхактивинода Тхакур
объясняет здесь, что если человек научился управлять свои-
ми чувствами, весь мир начинает вращаться вокруг него бла-
годаря его способности держать под контролем ум и чувст-
ва. Такой человек может оказывать на других очень сильное
влияние. На него не распространяется власть чужих прихо-
тей, потому что на него не распространяется власть его соб-
ственных, и он без колебаний движется к цели своей жизни.
Такой преданный ясно видит, что все связано с Верховным
Господом. Человек, который привык потакать своим капри-
зам, неизменно отклоняется от цели, чтобы уделить внимание
окружающим его соблазнам. В материальном мире таких со-
блазнов хоть отбавляй. Чтобы отвлечь внимание такого че-
ловека от цели достаточно даже намека на возможность удо-
влетворить чувства.
Если преданный недостаточно сосредоточен на предан-
ном служении, на него, как правило, со всех сторон сыпятся
предложения: «Не могли бы вы сделать то? Не могли бы вы
сделать это?» Всегда найдется кто-нибудь, кому вы срочно
нужны: «Прабху, вы один можете сделать это». Спустя неко-
торое время он начнет задумываться, стоит ли браться сра-
зу за всю эту кучу дел. Он в замешательстве, потому что,
берясь за все сразу, не успевает сделать ничего. Поскольку
он не сосредоточен на своем служении, не знает, чего от не-
го хочет Кришна, он колеблется и никак не может решить-
ся, как себя вести. Он не может понять, почему у него ни-
чего не получается. «Как все учесть? Как определиться, что
нужно делать, а что нет»—переживает он. Он не понимает,
что, стоит ему увлечься этими расчетами, как стремление к
плодам своего труда и желание насладиться ими захлестнет
его, и он все равно не сможет быть ни собранным, ни це-
леустремленным. Невозможно достичь преданного служения
Кришне, опираясь на свою способность рассуждать, все за-
висит от воли Кришны. Если человек поймет это, преданное
служение становится доступным для него.
Когда человека забрасывают разными заманчивыми
предложениями и при этом он не в состоянии управлять со-
бой, им начинают управлять другие. Могут возразить, что в
этом нет ничего плохого, потому что ему предлагают служе-
ние Кришне. При чем здесь, в таком случае, удовлетворение
чувств? Однако если мы относимся к служению как к дея-
тельности, которая может дать нам наслаждение, мы ставим
его на один уровень с чувственным удовольствием. Мы ре-
шаем, сделать что-то для Кришны или нет в зависимости от
того, доставит ли это удовольствие нам. Чтобы наслаждаться
Кришной надо служить Ему, стать Его преданным. Другого
способа нет. Лишь Своим преданным Кришна дает возмож-
ность наслаждаться Собой. Если человек не может совла-
дать со своим умом и чувствами, он оказывается во власти
окружающего мира. Бхактивинода Тхакур говорит, что бла-
годаря дхаиръе, терпению, человек, идущий по пути предан-
ного служения, в первую очередь учится владеть собой, на-
правлять свои усилия на то, чего хочет Кришна. Когда его
решимость служить Кришне становится непоколебимой, он
может управлять всем миром, поскольку видит, что все свя-
зано с Кришной и со служением Ему. Вачо вегам манаса крод-
ха вегам — уравновешенный человек контролирует свой ум,
язык, чувства и обладает всеми необходимыми качествами
для того, чтобы принимать учеников повсюду в мире.
Что значит быть духовным учителем? Указывать другим,
чем они должны заниматься? Духовный учитель находится
под контролем внутренней энергии, и поэтому он не управ-
ляет своими учениками, а приводит их под защиту внутрен-
ней энергии. Мы должны подчиняться воле Кришны, мы так
устроены.
В «Бхагавад-гите» Кришна описывает качества человека,
который владеет собой: его ум и чувства всегда под контро-
лем, он отвлекает свои чувства от объектов чувств подобно
тому, как черепаха втягивает в панцирь свои конечности. Та-
кой человек невозмутим, что бы с ним ни происходило, как
океан, в который впадают сотни рек, и котороый, несмот-
ря на это, не выходит из берегов. Подобно этому, человека,
обладающего трансцендентным сознанием, не беспокоит не-
прерывный поток желаний. Он убежден, что Кришна может
исполнить любое его желание, у него нет в этом и тени со-
мнений.
Недавно один преданный спросил у меня, стоит ли ста-
раться выполнять свои желания. Да, желания нужно вы-
полнять, но Кришна может сделать это намного лучше,
чем кто-либо другой. Желания должны исполняться, нельзя
оставлять их просто так. Но кому мы доверим их выполне-
ние? Лучше довериться в этом Кришне, потому что