Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 9 ------

Милость в наставлениях, том 2 - Страница 9

при любых обстоятельствах. Такой человек терпелив, ум

его умиротворен и находился под контролем. Нетерпеливому

человеку очень трудно управлять своим умом, потому что он

хочет немедленных результатов. Если он занят каким-нибудь

делом, которое требует постоянных усилий, но не приносит

быстрого результата, его ум не даст ему ни минуты покоя:

«Может лучше заняться чем-нибудь другим. Ничего не вы-

ходит». Результат появится, если просто продолжать выпол-

нять свои обязанности. Следует понимать: «Плоды деятель-

ности приходят по милости Кришны». Так можно управлять

своим умом и речью. Иногда нам кажется, что мы обязаны

высказаться, выразить свои мысли, потому что, в проивном

случае, как нам кажется, Кришна не узнает о том, что нас

волнует и ничем нам не поможет.

Важно понять, как Бхактивинода Тхакур связывает эти

два понятиями дхира и дхаирья. Человек без особого труда

может обуздывать свои чувства, если у него есть терпение.

Он знает, Кришна даст ему все что необходимо, поэтому он

контролирует свой язык, речь, ум и сдерживает гнев. Бхак-

тивинода Тхакур также упоминает о том, что научившись

управлять самим собой, человек может править всем миром.

Это утверждение не так легко понять. Что значит «управ-

лять всем миром»? Всем управляет Кришна, и мы это знаем.

Как человек может управлять миром? Бхактивинода Тхакур

объясняет здесь, что если человек научился управлять свои-

ми чувствами, весь мир начинает вращаться вокруг него бла-

годаря его способности держать под контролем ум и чувст-

ва. Такой человек может оказывать на других очень сильное

влияние. На него не распространяется власть чужих прихо-

тей, потому что на него не распространяется власть его соб-

ственных, и он без колебаний движется к цели своей жизни.

Такой преданный ясно видит, что все связано с Верховным

Господом. Человек, который привык потакать своим капри-

зам, неизменно отклоняется от цели, чтобы уделить внимание

окружающим его соблазнам. В материальном мире таких со-

блазнов хоть отбавляй. Чтобы отвлечь внимание такого че-

ловека от цели достаточно даже намека на возможность удо-

влетворить чувства.

Если преданный недостаточно сосредоточен на предан-

ном служении, на него, как правило, со всех сторон сыпятся

предложения: «Не могли бы вы сделать то? Не могли бы вы

сделать это?» Всегда найдется кто-нибудь, кому вы срочно

нужны: «Прабху, вы один можете сделать это». Спустя неко-

торое время он начнет задумываться, стоит ли браться сра-

зу за всю эту кучу дел. Он в замешательстве, потому что,

берясь за все сразу, не успевает сделать ничего. Поскольку

он не сосредоточен на своем служении, не знает, чего от не-

го хочет Кришна, он колеблется и никак не может решить-

ся, как себя вести. Он не может понять, почему у него ни-

чего не получается. «Как все учесть? Как определиться, что

нужно делать, а что нет»—переживает он. Он не понимает,

что, стоит ему увлечься этими расчетами, как стремление к

плодам своего труда и желание насладиться ими захлестнет

его, и он все равно не сможет быть ни собранным, ни це-

леустремленным. Невозможно достичь преданного служения

Кришне, опираясь на свою способность рассуждать, все за-

висит от воли Кришны. Если человек поймет это, преданное

служение становится доступным для него.

Когда человека забрасывают разными заманчивыми

предложениями и при этом он не в состоянии управлять со-

бой, им начинают управлять другие. Могут возразить, что в

этом нет ничего плохого, потому что ему предлагают служе-

ние Кришне. При чем здесь, в таком случае, удовлетворение

чувств? Однако если мы относимся к служению как к дея-

тельности, которая может дать нам наслаждение, мы ставим

его на один уровень с чувственным удовольствием. Мы ре-

шаем, сделать что-то для Кришны или нет в зависимости от

того, доставит ли это удовольствие нам. Чтобы наслаждаться

Кришной надо служить Ему, стать Его преданным. Другого

способа нет. Лишь Своим преданным Кришна дает возмож-

ность наслаждаться Собой. Если человек не может совла-

дать со своим умом и чувствами, он оказывается во власти

окружающего мира. Бхактивинода Тхакур говорит, что бла-

годаря дхаиръе, терпению, человек, идущий по пути предан-

ного служения, в первую очередь учится владеть собой, на-

правлять свои усилия на то, чего хочет Кришна. Когда его

решимость служить Кришне становится непоколебимой, он

может управлять всем миром, поскольку видит, что все свя-

зано с Кришной и со служением Ему. Вачо вегам манаса крод-

ха вегам — уравновешенный человек контролирует свой ум,

язык, чувства и обладает всеми необходимыми качествами

для того, чтобы принимать учеников повсюду в мире.

Что значит быть духовным учителем? Указывать другим,

чем они должны заниматься? Духовный учитель находится

под контролем внутренней энергии, и поэтому он не управ-

ляет своими учениками, а приводит их под защиту внутрен-

ней энергии. Мы должны подчиняться воле Кришны, мы так

устроены.

В «Бхагавад-гите» Кришна описывает качества человека,

который владеет собой: его ум и чувства всегда под контро-

лем, он отвлекает свои чувства от объектов чувств подобно

тому, как черепаха втягивает в панцирь свои конечности. Та-

кой человек невозмутим, что бы с ним ни происходило, как

океан, в который впадают сотни рек, и котороый, несмот-

ря на это, не выходит из берегов. Подобно этому, человека,

обладающего трансцендентным сознанием, не беспокоит не-

прерывный поток желаний. Он убежден, что Кришна может

исполнить любое его желание, у него нет в этом и тени со-

мнений.

Недавно один преданный спросил у меня, стоит ли ста-

раться выполнять свои желания. Да, желания нужно вы-

полнять, но Кришна может сделать это намного лучше,

чем кто-либо другой. Желания должны исполняться, нельзя

оставлять их просто так. Но кому мы доверим их выполне-

ние? Лучше довериться в этом Кришне, потому что

Навигация:

Страница 11
Страница 10
-- Страница 9 --
Страница 8
Страница 7