преданного — очи-
щает сердце преданного от стремления к материальным на-
слаждениям, когда в том развивается потребность слушать
Его послания, которые добродетельны сами по себе, если их
правильно слушают и повторяют» (Бхаг., 1.2.17).
Слушать и повторять нужно правильно, то есть в об-
ществе вайшнавов. Вайшнав — это тот, кто хочет доставить
удовольствие Господу, прославляя Его. Если человек хочет
завоевать благосклонность Вишну, он должен Его прослав-
лять. Таков предписанный метод жертвоприношения.
тасмад бхарата сарватма
бхагаван ишваро харих
шротавйах киртитавйаш ча
смартавйаш чеччхатабхайам
«О потомок царя Бхараты, тот, кто хочет избавиться от всех
страданий, должен слушать повествования о Верховном Гос-
поде, помнить о Нем и прославлять Его — Сверхдушу и влас-
телина всего сущего, приносящего избавление от всех стра-
даний» (Бхаг., 2.1.5).
Тот, кто хочет освободиться от страданий материального
мира, может достичь желаемого с помощью шраванам и кир-
танам. Так можно снискать благосклонность Кришны. Од-
нако прежде всего, конечно, человек должен на собственном
опыте убедиться, что материальный мир — место страданий,
источник всех несчастий. Это осознание побуждает человека
искать освобождения.
Шрила Прабхупада ссылается в комментарии на стих из
Десятой песни «Шримад-Бхагаватам», где говорится о бха-
ваушадхач чхротре, о том, что является «подходящим лекар-
ством для обусловленной души».
нивртта -тарсаир упагийаманад
бхаваушадхач чхротра-мано бхирамат
ка уттамашлока-гунанувадат
пуман вираджйета вина пашугхнат
«Верховную Личность Бога прославляют в парампаре, це-
пи ученической преемственности, итемпораритемпорари эта
миссия передается от учителя ученику. Те, кого не привле-
кает ложное и временное прославление космического прояв-
ления, черпают наслаждение в том, чтобы славить Господа.
Повествование о Господе это лучшее лекарство для обуслов-
ленных душ, попавших в круговорот рождений и смертей.
Кто же, кроме мясников и самоубийц откажется слушать,
как возносят хвалу Господу» (Бхаг., 10.1.4).
Кришна не нуждается в том, чтобы мы Его прославля-
ли, Он и так Бог. Он — Бог, но мы забыли об этом — мы
больны, и в этом причина наших страданий. Тому, кто жаж-
дет избавиться от всех страданий, достаточно лишь помнить
о том, что он занимает подчиненное по отношению к Криш-
не положение.
Забыть Кришну можно только попав под влияние Его
внешней энергии. Как и все остальное, способность забывать
Кришну тоже исходит из Него. Ничто не может существо-
вать отдельно от Господа. Из-за греховных желаний живого
существа пелена иллюзии застилает его глаза, и, в конеч-
ном счете, это происходит по воле Господа. Во Второй пес-
ни «Шримад-Бхагаватам» Прабхупада объясняет, что корнем
всех грехов живого существа является зависть к Кришне. Из-
за зависти оно оказывается во власти внешней энергии, забы-
вает о Господе и пытается Ему подражать. Лекарство от этой
болезни — слушать о Кришне и прославлять Его. Удовлетво-
рить Господа можно только жертвоприношением, и наш ме-
тод жертвоприношения — это шраванам и киртанам. Если
человек общается с преданными для того, чтобы услышать
от них о Кришне, он использует общество преданных по на-
значению и, таким образом, получает истинное благо.
В сегодняшнем стихе есть два указания: запрет и пред-
писание. Асанга — следует отказаться от общества мирских
людей, и садху-санга — необходимо общаться с преданными.
Сознание Кришны замечательно тем, что, выполняя предпи-
сания, мы автоматически следуем запретам: привлекшись об-
ществом преданных, мы естественным образом отказываем-
ся от общения с непреданными.
прасангам аджарам пашам
атманах кавайо видух
са эва садхушу крто
мокша-дварам апавртам
«Каждому, кто обладает знанием, хорошо известно, что при-
вязанность к материальным удовольствиям заковывает ду-
шу в кандалы материального рабства. Однако, если у живо-
го существа развивается такая же привязанность к общению
с осознавшими себя преданными, перед ним распахиваются
врата освобождения» (Бхаг., 3.25.20).
Процесс, рекомендуемый нам для очищения сердца за-
ключается в следующем:
нашта-прайешв абхадрешу
нитйам бхагавата-севайа
бхагаватй уттама-шлоке
бхактир бхавати наиштхики
«Благодаря регулярному посещению лекций по «Бхагаватам»
и служению чистому преданному все, что вызывает тревогу
в сердце, почти полностью уничтожается, и тогда любовное
служение Верховному Господу, воспеваемому в трансцендент-
ных песнях, становится необратимым» (Бхаг., 1.2.18).
Итак, мы должны принимать прописанное нам лекар-
ство. Регулярное слушание о Кришне и есть то средство,
которое необходимо нам для освобождения от ложных и
временных обозначений, свойственных материальному ми-
ру. Постоянные инъекции кришна-катхи действуют как при-
вивка, которая защищает преданного от влияния майи. Эти
инъекции необходимы каждому! Сознание Кришны — луч-
шее средство от материализма, которым мы поражены. Это
самое действенное средство. Нужно лишь следовать процессу
сознания Кришны. «Следовать» значит неустанно прослав-
лять Господа, как это учит нас делать Господь Чайтанья:
трнад апи суничена
тарор ива сахишнуна
аманина манадена
киртанийах сада харих
«Кто считает себя ниже соломинки, лежащей на дороге, кто
более терпелив, чем дерево, кто не стремится к почестям,
но всегда готов оказать почтение другим, только тот сможет
беспрерывно повторять святое имя Господа» («Шикшашта-
ка», 3).
Нужно развить в себе такое сознание. Кришнадас Кави-
радж Госвами говорит в «Чайтанья-чаритамрите», что дере-
во никогда не жалуется, даже если кто-то подойдет к нему и
сломает ветку; высыхая, оно никогда не просит воды. Пре-
данный должен быть более терпеливым, чем дерево. Каж-
дый, кто стремится воспевать святое имя Господа, должен
взять этот стих и, как гирлянду, одеть его себе на шею. Он
должен носить эту гирлянду, не снимая, и всегда помнить, ка-
кие качества необходимо ему развить в себе. Терпение, сми-
рение, простота — вот качества, которые делают вайшнава
необычайно привлекательным.
титикшавах каруниках
сухрдах сарва-дехинам
аджата-шатравах шантах
садхавах садху-бхушанах
«Садху терпелив и милосерден, он — друг всех живых су-
ществ. У него нет врагов, он умиротворен, строго следует
предписаниям шастр и наделен всеми добродетелями» (Бхаг.,
3.25.21).
Почему садху умиротворен? Потому что он помнит о
Кришне — вот в чем причина его умиротворенности. Видя,
как все связано с Кришной, принимая все, что бы ни происхо-
дило, как Его