Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 72 ------

Милость в наставлениях, том 2 - Страница 72

чувства заняты любовным служе-

нием Кришне, их сравнивают со змеями, у которых вырва-

ны их ядовитые зубы, и поэтому они больше не опасны.

Начинающему преданному настоятельно рекомендуется обуз-

дывать чувства, заняв их любовным служением Господу. Бла-

годаря этому методу человек совершенно естественно стано-

вится бесстрастным. Отсюда следует, что садхана-бхакти это

ни что иное как регулирующие принципы преданного служе-

ния. Находясь с незапамятных времен во власти материаль-

ной природы, мы привыкли все делать по прихоти, руковод-

ствуясь требованиями ума и чувств. Чувствуя усталость, мы

сразу же решаем, что надо поспать, а проголодавшись, идем

есть. Как только от чувств к уму и разуму поступают соот-

ветствующие импульсы, мы становимся похожи на быка, ко-

торого тянут за веревку. Нас неудержимо влечет к чувствен-

ным наслаждениям, и мы обнаруживаем, что думаем только

об одном: «Ну когда ж я снова поем и посплю!» Когда мы

много работаем и выбиваемся из сил, в голове постоянно

вертится: «Как я устал! Как мне все это надоело! Ну ниче-

го, через пару часов я смогу перекусить, а часа через четыре

лягу спать». Мы наивно полагаем, что чувственные наслаж-

дения могут нам помочь. Нет, нам станет легче лишь тогда,

когда ум и чувства будут находиться под контролем, и лучше

всего управлять ими с помощью процесса садхана-бхакти,

потому что так можно занять чувства высшей деятельнос-

тью. Мы осквернены гунами материальной природы, и поэ-

тому нам кажется, что нет ничего важнее еды и сна. «Вот

что облегчит мои страдания и сделает меня счастливым», —

думаем мы, и ждем не дождемся, когда, наконец, можно бу-

дет поесть и поспать. Что уж говорить о других занятиях,

присущих животной форме жизни!

Ум и чувства преданного устремляются к объектам на-

слаждений, когда не находят удовлетворения в служении Гос-

поду: «Служить Кришне так трудно и совсем не радостно.

Если с духовным счастьем у меня ничего не выходит, я, по

крайней мере, поищу себе счастья материального». Таково

влияние гун материальной природы. Поэтому Кришна го-

ворит:

мам ча йо `въябхичарена

бхакти-йогена севате

са гунан саматитьяйтан

брахма-бхуяя калпате

«Тот, кто целиком посвящает себя преданному служению,

непоколебимый при любых обстоятельствах, сразу же под-

нимается над гунами материальной природы и так достигает

уровня Брахмана» (Б.-г.,14.26). Тот, чьи ум и чувства со-

средоточены на преданном служении, полностью удовлетво-

рен. Служение Господу — самая возвышенная деятельность,

и это единственный способ, с помощью которого мы сможем

по-настоящему обуздать ум и чувства. В «Упадешамрите»

Шрила Прабхупада говорит, что наилучший способ управ-

лять умом — всегда думать о том, как доставить удоволь-

ствие Кришне. Вместо того, чтобы жаловаться на то, как

нам тяжело, и позволять уму отказываться от служения, мы

должны стараться служить Господу как можно лучше. Не

стоит позволять уму и чувствам вводить вас в заблуждение

и командовать вами: «Брось это служение. Оно тебе не под-

ходит. Поищи что-нибудь получше. И вообще, займись бо-

лее полезным делом, чем преданным служением», — или —

«Если ты переедешь в другой храм, все станет гораздо луч-

ше. Там ты наконец-то сможешь управлять умом и чувства-

ми. Здесь это невозможно». Таков ум. Советы о том, как до-

ставить удовольствие чувствам у него всегда под рукой, и он

готов услужливо предъявить надлежащие оправдания и объ-

яснения, почему сейчас не время предаться Кришне. Такова

его природа, и если человек не занимается йогой и не пыта-

ется управлять умом и чувствами, он будет неизменно идти

у них на поводу, станет их слугой.

Шрила Прабхупада говорит что есть два типа людей: го-

свами и годас. Госвами хозяин своих чувств, тогда как годас

им служит. «Ваш покорный слуга ждет ваших приказаний, —

говорит годас своим чувствам. — Пожалуйста, займите меня

служением себе как в этой жизни, так и в последующих».

Если мы не научимся контролировать чувства, занимая их в

преданном служении, то впереди нас будет ждать множество

жизней. Сейчас у нас нет естественного влечения к чистому

преданному служению, и мы должны обязательно следовать

регулирующим принципам.

Все мы знаем, что по утрам проходит мангала-арати, и

что оно начинается в половине пятого утра, но, тем не менее,

когда приходит время вставать, мечтаем только о том, как бы

поспать подольше. На мангала-арати присутствует Сам Вер-

ховный Господь! Когда приезжает духовный учитель, предан-

ные обычно воодушевляются, едут встречать его в аэропорт

рано утром в три часа, и волнуются, как бы не опоздать. Они

несутся туда, сломя голову, чтобы успеть встретить своего

духовного учителя, когда он, после всех таможенных фор-

мальностей, выйдет в зал. Но ведь на мангала-арати мы при-

ходим, чтобы встретить Самого Верховного Господа!

Шрила Прабхупада дал нам способ, как управлять чувст-

вами. Он рассказал нам, что Кришна, Верховная Личность

Бога, Сам появляется каждое утро в половине пятого, и мы

должны прийти, чтобы приветствовать Его. Но мы настоль-

ко бестолковы и так зависим от ума и чувств, что, когда

утром звонит будильник, думаем: «Это всего лишь мангала-

арати, посплю еще часок. Все равно никто не заметит, был

я или нет». Порой бывает, что эта мысль приходит в голо-

ву одновременно всем преданным в храме, и тогда Верхов-

ный Господь приходит на мангала-арати и видит пустую ал-

тарную. Мы должны управлять чувствами. Не может быть

и речи о том, чтобы не проснуться вовремя и не поприветст-

вовать Господа. Необходимо понимать: «Даже если алтарная

будет битком набита, Кришна все равно заметит, что я не

пришел. Надо вставать».

Мы учимся управлять чувствами, когда в одно и то же

время готовим для Кришны еду. Мы готовим не

Навигация:

Страница 74
Страница 73
-- Страница 72 --
Страница 71
Страница 70