чувства заняты любовным служе-
нием Кришне, их сравнивают со змеями, у которых вырва-
ны их ядовитые зубы, и поэтому они больше не опасны.
Начинающему преданному настоятельно рекомендуется обуз-
дывать чувства, заняв их любовным служением Господу. Бла-
годаря этому методу человек совершенно естественно стано-
вится бесстрастным. Отсюда следует, что садхана-бхакти это
ни что иное как регулирующие принципы преданного служе-
ния. Находясь с незапамятных времен во власти материаль-
ной природы, мы привыкли все делать по прихоти, руковод-
ствуясь требованиями ума и чувств. Чувствуя усталость, мы
сразу же решаем, что надо поспать, а проголодавшись, идем
есть. Как только от чувств к уму и разуму поступают соот-
ветствующие импульсы, мы становимся похожи на быка, ко-
торого тянут за веревку. Нас неудержимо влечет к чувствен-
ным наслаждениям, и мы обнаруживаем, что думаем только
об одном: «Ну когда ж я снова поем и посплю!» Когда мы
много работаем и выбиваемся из сил, в голове постоянно
вертится: «Как я устал! Как мне все это надоело! Ну ниче-
го, через пару часов я смогу перекусить, а часа через четыре
лягу спать». Мы наивно полагаем, что чувственные наслаж-
дения могут нам помочь. Нет, нам станет легче лишь тогда,
когда ум и чувства будут находиться под контролем, и лучше
всего управлять ими с помощью процесса садхана-бхакти,
потому что так можно занять чувства высшей деятельнос-
тью. Мы осквернены гунами материальной природы, и поэ-
тому нам кажется, что нет ничего важнее еды и сна. «Вот
что облегчит мои страдания и сделает меня счастливым», —
думаем мы, и ждем не дождемся, когда, наконец, можно бу-
дет поесть и поспать. Что уж говорить о других занятиях,
присущих животной форме жизни!
Ум и чувства преданного устремляются к объектам на-
слаждений, когда не находят удовлетворения в служении Гос-
поду: «Служить Кришне так трудно и совсем не радостно.
Если с духовным счастьем у меня ничего не выходит, я, по
крайней мере, поищу себе счастья материального». Таково
влияние гун материальной природы. Поэтому Кришна го-
ворит:
мам ча йо `въябхичарена
бхакти-йогена севате
са гунан саматитьяйтан
брахма-бхуяя калпате
«Тот, кто целиком посвящает себя преданному служению,
непоколебимый при любых обстоятельствах, сразу же под-
нимается над гунами материальной природы и так достигает
уровня Брахмана» (Б.-г.,14.26). Тот, чьи ум и чувства со-
средоточены на преданном служении, полностью удовлетво-
рен. Служение Господу — самая возвышенная деятельность,
и это единственный способ, с помощью которого мы сможем
по-настоящему обуздать ум и чувства. В «Упадешамрите»
Шрила Прабхупада говорит, что наилучший способ управ-
лять умом — всегда думать о том, как доставить удоволь-
ствие Кришне. Вместо того, чтобы жаловаться на то, как
нам тяжело, и позволять уму отказываться от служения, мы
должны стараться служить Господу как можно лучше. Не
стоит позволять уму и чувствам вводить вас в заблуждение
и командовать вами: «Брось это служение. Оно тебе не под-
ходит. Поищи что-нибудь получше. И вообще, займись бо-
лее полезным делом, чем преданным служением», — или —
«Если ты переедешь в другой храм, все станет гораздо луч-
ше. Там ты наконец-то сможешь управлять умом и чувства-
ми. Здесь это невозможно». Таков ум. Советы о том, как до-
ставить удовольствие чувствам у него всегда под рукой, и он
готов услужливо предъявить надлежащие оправдания и объ-
яснения, почему сейчас не время предаться Кришне. Такова
его природа, и если человек не занимается йогой и не пыта-
ется управлять умом и чувствами, он будет неизменно идти
у них на поводу, станет их слугой.
Шрила Прабхупада говорит что есть два типа людей: го-
свами и годас. Госвами хозяин своих чувств, тогда как годас
им служит. «Ваш покорный слуга ждет ваших приказаний, —
говорит годас своим чувствам. — Пожалуйста, займите меня
служением себе как в этой жизни, так и в последующих».
Если мы не научимся контролировать чувства, занимая их в
преданном служении, то впереди нас будет ждать множество
жизней. Сейчас у нас нет естественного влечения к чистому
преданному служению, и мы должны обязательно следовать
регулирующим принципам.
Все мы знаем, что по утрам проходит мангала-арати, и
что оно начинается в половине пятого утра, но, тем не менее,
когда приходит время вставать, мечтаем только о том, как бы
поспать подольше. На мангала-арати присутствует Сам Вер-
ховный Господь! Когда приезжает духовный учитель, предан-
ные обычно воодушевляются, едут встречать его в аэропорт
рано утром в три часа, и волнуются, как бы не опоздать. Они
несутся туда, сломя голову, чтобы успеть встретить своего
духовного учителя, когда он, после всех таможенных фор-
мальностей, выйдет в зал. Но ведь на мангала-арати мы при-
ходим, чтобы встретить Самого Верховного Господа!
Шрила Прабхупада дал нам способ, как управлять чувст-
вами. Он рассказал нам, что Кришна, Верховная Личность
Бога, Сам появляется каждое утро в половине пятого, и мы
должны прийти, чтобы приветствовать Его. Но мы настоль-
ко бестолковы и так зависим от ума и чувств, что, когда
утром звонит будильник, думаем: «Это всего лишь мангала-
арати, посплю еще часок. Все равно никто не заметит, был
я или нет». Порой бывает, что эта мысль приходит в голо-
ву одновременно всем преданным в храме, и тогда Верхов-
ный Господь приходит на мангала-арати и видит пустую ал-
тарную. Мы должны управлять чувствами. Не может быть
и речи о том, чтобы не проснуться вовремя и не поприветст-
вовать Господа. Необходимо понимать: «Даже если алтарная
будет битком набита, Кришна все равно заметит, что я не
пришел. Надо вставать».
Мы учимся управлять чувствами, когда в одно и то же
время готовим для Кришны еду. Мы готовим не